Среда, 18.12.2024, 20:27

Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Наш опрос
ЛУЧШИЙ РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ ПРИ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ (смотите на страницах Форума)
Всего ответов: 155

Полезные ссылки

Статистика

Ваши данные
Узнай свой IP адрес

Портал 3. "Формирование здоровьесберегающей образовательной среды"

Одной из проблем современного образования является интеллектуальная и психологическая перегруженность, которая приводит к возникновению серьезных угроз здоровью детей. Над решением этой проблемы коллектив школы-лицея №35 города Уральска начал работать с 1996 года. Первыми шагами к созданию системы экспериментальной деятельности было приобретение электронной программы мониторинга физиологического состояния детей на уроках физической культуры, внедрение обязательного курса хореографии для 7-9 классов, развитие системы исследования и коррекции психологического климата в школе. Проблема роста заболеваемости школьников не является исключительной проблемой школы-лицея. Она требует внимания со стороны всей педагогической общественности. С 2005 года на базе школы-лицея №35 г. Уральска открыта областная экспериментальная площадка «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инновационной школы»
Цель эксперимента:
Разработка управленческой и методической модели создания и поддержки здоровьесберегающей среды в условиях инновационной школы; формирование комплекса профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания здоровьесберегающей образовательной среды.
Гипотеза эксперимента:
В условиях инновационной школы, при содействии привлеченной общественности и участии педагогического коллектива может быть реально сформирована среда обучения и воспитания, способствующая профилактике заболеваемости, поддержке и коррекции отклонений в здоровье учащихся.
Направления экспериментальной работы
  • Поиск, освоение и внедрение немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в условиях профильного обучения;
  • Создание системы диагностик сенсорных состояний и отключений, выявления детей, требующих психологической помощи;
  • Разработка комплекса организационных мер по предотвращению заболеваний детей в условиях интенсивной учебной деятельности;
  • Разработка системы консультативной работы школы с родителями в вопросах профилактики проблем здоровья детей;
  • Разработка комплекса мер коррекции выявленных отклонений;
  • Валеологизация УВП (предмет валеологии, валеологизация предметных курсов, валеологизация через "Внешние проекты".

О коллективе экспериментаторов.
Экспериментальная деятельность предполагает не только наличие стремления участвовать в инновационной деятельности, но и формирование ряда профессиональных компетенций в области научно-педагогического ис-следования, эксперимента, обобщения.
Черыкаев Леонид Георгиевич.
Директор школы-лицея №35, отличник образования, соискатель ученой степени кан-дидата педагогических наук. За более чем десятилетний срок своей деятельности на посту директора Леонид Георгиевич стал инициатором и идейным вдохновителем многих цен-ных начинаний педагогов школы-лицея. От энергии, инновационной открытости дирек-тора - лидера школы зависит ее имидж, ее рост, результат ее деятельности.
Галиева Нина Александровна.
Отличник образования, учитель высшей категории заместитель директора школы-лицея №35 по Учебно-методической работе. Нина Александровна курирует наиболее сложное и проблемное звено экспериментальной работы – вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, в урочную деятель-ность. Урок – ключевое звено школьной жизни. От его эффективности и здоровьесберегающего потенциала на-прямую зависит и психологический климат школы, и уровень загруженности и утомляемости детей, и возмож-ность организации других видов деятельности, способствующих формированию здорового человека. Деятель-ность Нины Александровны – одного из опытнейших завучей города, способствует постепенной трансформации целостной технологической картины преподавания предметов в сторону внимания к личности ребенка, его здо-ровому развитию.
Попова Валентина Валерьевна.
Штатный врач школы-лицея, осуществляющий профессионально-консультационное сопровождение эксперимента. Деятельность Валентины Валерьевны нацелена на со-вершенствование специальных знаний педагогов, благодаря которым они могут бо-лее рационально строить учебный процесс с учетом сохранения здоровья детей, в ее руках целостный медицинский и санитарный контроль школьной среды.
Понкратова Вера Васильевна.
учитель физической культуры высшей категории, одна из ключевых фигур экспе-риментальной работы. Именно Вера Васильевна была педагогом, положившим на-чало экспериментальной работе в 1996 году, когда по ее инициативе на уроках фи-зической культуры началось проведение замеров для мониторинга физиологиче-ского здоровья детей по программе, приобретенной ею для школы в Московском институте возрастной физиологии. Вера Васильевна первой начала разработку ин-дивидуальных программ коррекции физического развития детей различных групп риска. В работу по мониторингу включена родительская общественность.
Раченкова Валентина Валерьевна.
Психолог первой категории, работает в школе-лицее с начала его основания. Аспект психологического климата является, пожалуй, наиболее важным в во-просе построения школьной здоровьесберегающей среды. Наталья Викторовна создала обширную базу инструментов мониторинга состояния психологической атмосферы в школе. Ею разработан комплекс коррекционных мероприятий и мер, ориентированных как на среду в целом так и на микрогруппы и индивиду-альную работу.
Обыденкина Лариса Валентиновна.
Проректор ОИПКиППК ЗКО, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, куратор экспериментальной работы.


Состав группы учителей - экспериментаторов Функции педагогов в рамках эксперимента.
1. Черыкаев ЛГ.
Директор школы-лицея
Общее руководство, координация, контроль выполнения программы, обеспечение взаимодействия с организациями и структурами, участвующими в реализации направлений эксперимента (попечительский совет школы; медицинские учреждения; консультативные центры; др.). Деятельность по обеспечения ресурсного обеспечения программ эксперимента
2. Галиева Н.А.
Заместитель директора школы-лицея по научно-методической работе.
Методическое руководство, координация, контроль выполнения программы. Координация теоретического изучения вопросов в рамках направлений экспериментальной деятельности. Анализ материалов мониторинговых мероприятий. Обработка и систематизация результатов. Экспертиза программ и проектов. Описание и публикация результатов.
3. Сапрынская С.Ю.
Заместитель директора школы-лицея по учебно-воспитательной работе.
Координация мониторинговых мероприятий. Обработка данных мониторингов; разработка вариативного компонента учебного плана с позиций валеологизации. Составление «Заказа» на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ
4. Понкратова В.В.
Учитель физической культуры
Мониторинг физиологического здоровья детей и обработка данных; консультативная работа с родителями; разработка индивидуальных программ коррекции с использованием компьютерной программы Московского Института возрастной физиологии; разработка программ немедикаментозных методов коррекции здоровья детей; отслеживание динамики изменений состояния здоровья детей по итогам общей реализации программ эксперимента
5. Раченкова Н.В.
Психолог школы
Поиск, апробация и формирование системы инструментов диагностик в рамках эксперимента; накопление приемов и методов немедикаментозной поддержки; участие в мероприятиях мониторинга; разработка программ и организация консультативной работы с родителями; разработка программ валеологического образования и воспитания
6. Попова В.В.
Штатный врач - терапевт
Консультативная поддержка теоретического изучения вопросов немедикоментозной коррекции здоровья, теоретической систематизации их по степени применимости в условиях школы лицея; формирование группы специалистов – консультантов; мониторинг состояния здоровья детей, выявление отклонений соматического здоровья; анализ реальных «угроз» соматическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); профессиональная поддержка теоретических семинаров; участие в разработке направлений групповой консультативной работы с родителями; индивидуальная консультативная помощь на основе выявленных проблем; консультативная специальная помощь в разработке типологии отклонений в здоровье детей, подлежащих немедикоментозной коррекции в условиях школы.
7. Бакаева Г.Г.
Заместитель директора школы-лицея по воспитательной работе
Накопление приемов и методов психологической поддержки детей с сенсорными отклонениями; анализ реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); выявление уровня и характера представлений родителей о влиянии учебной деятельности на здоровье детей; разработка программ развития валеологического обучения через внешние проекты; разработка вариативного компонента учебного плана с позиций валеологизации; составление «Заказа» на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ; разработка авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной, области; разработка спецкурсов валеологической направленности; совместная проектная деятельность с учащимися в рамках «Внешних проектов»
8. Сухина З.А.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Координация мониторинга состояния здоровья детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов коррекции здоровья детей; участие в процессе накопления приемов и методов психологической поддержки детей с сенсорными отклонениями; участие в проектной деятельности творческих групп педагогов и администрации по разработке способов преодоления каждой из выявленных проблем; участие в анализе реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); участие в разработке организационных форм решения проблем коррекции выявленных отклонений в здоровье детей; участие в разработке вариативного компонента учебного плана с позиций валеологизации, составлении «Заказа» на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ; участие в разработке авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной предметной области; разработка спецкурсов валеологической направленности.
9. Кереева Н.Ж.
Учитель казахского языка и литературы
Участие в мониторинге состояния здоровья детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках гуманитарно-общественной предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности; участие в совместной проектной деятельности учителей и учащихся в рамках «Внешних проектов».
10. Селезнева Л.А.
Учитель английского языка и информатики
Участие в мониторинге состояния здоровья детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках гуманитарно-общественной предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности; участие в совместной проектной деятельности учителей и учащихся в рамках «Внешних проектов»; осуществление ресурсной и технической поддержки программ эксперимента.
11. Яхно О.И.
Учитель физики
Участие в мониторинге состояния здоровья детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности.


Программа эксперимента предролагает 5 лет пошаговой деятельности. Каждое из направлений работы должно дать ряд практических результатов в виде моделей и методических комплексов, которые могут с успехом использоваться школами области при переходе на 12 - летнее образование.
Направление
Год эксперимента
2005
2006
2007
2008
2009
Деятельность по направлениям
I. Поиск, освоение и внедрение немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в условиях профильного обучения
  • Теоретическое изучение вопросов немедикоментозной коррекции здоровья, теоретическая систематизация их по степени применимости в условиях школы лицея;
  • Формирование группы специалистов – консультантов;
  • Мониторинг состояния здоровья детей, выявление отклонений.
  • Разработка проектов по внедрению немедикоментозных методов коррекции здоровья детей на уровне Попечительского совета школы; на уровне технологического совершенствования УВП;
  • Проведение ряда обучающих семинаров для учителей и родителей по выделенным немедикоментозным методам коррекции здоровья детей с привлечением группы специалистов – консультантов.
  • Внедрение проектов немедикоментозных методов коррекции здоровья детей;
  • Мониторинг влияния внедряемых проектов на состояние здоровья детей.
  • Разработка модели комплекса немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в условиях профильного обучения. Публикация результатов.
II. Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи
  • Теоретическое изучение вопросов сенсорных отклонений у детей подросткового возраста через систему семинаров с привлечением специалистов – психологов;
  • Поиск инструментов диагностики сенсорных отклонений у школьников.
  • Апробация инструментов диагностики детей, требующих психологической помощи;
  • Накопление приемов и методов психологической поддержки детей с сенсорными отклонениями.
  • Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи;
  • Описание и публикация результатов работы по созданию системы.
III. Разработка комплекса организационных мер по предотвращению заболеваний детей в условиях интенсивной учебной деятельности
  • Теоретическое изучение вопросов организации УВП с точки зрения предотвращения заболеваний детей в условиях интенсивной интеллектуальной деятельности;
  • Анализ реальных «угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического климата).
  • Проектная деятельность творческих групп педагогов и администрации по разработке способов преодоления каждой из выявленных проблем (разработка, внедрение, описание ожидаемых и реальных результатов).
  • Описание и публикация результатов работы по созданию комплекса мер по предотвращению заболеваний детей в условиях интенсивной учебной деятельности.
II. Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи
  • Теоретическое изучение вопросов сенсорных отклонений у детей подросткового возраста через систему семинаров с привлечением специалистов – психологов;
  • Поиск инструментов диагностики сенсорных отклонений у школьников.
  • Апробация инструментов диагностики детей, требующих психологической помощи;
  • Накопление приемов и методов психологической поддержки детей с сенсорными отклонениями.
  • Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи;
  • Описание и публикация результатов работы по созданию системы.
IV. Разработка системы консультативной работы школы с родителями в вопросах профилактики проблем здоровья детей
  • Выявление уровня и характера представлений родителей о влиянии учебной деятельности на здоровье детей, создание механизма мониторинга этих представлений;
  • Разработка направлений групповой консультативной работы на основе выявленных уровней осведомленности;
  • Разработка механизма индивидуальной диагностики и консультации на основе информационной обработки данных мониторинга физического и психологического здоровья детей.
  • Апробация механизмов мониторинга, групповой и индивидуальной консультативной работы
  • Систематизация и описание результатов
V. Разработка комплекса мер коррекции выявленных отклонений
  • Изучение вопроса типологии отклонений в здоровье детей, подлежащих немедикоментозной коррекции в условиях школы;
  • Составление карт контингентов детей по типам отклонений по классам;
  • Разработка комплекса мер, соответствующих задачам коррекции выявленных отклонений.
  • Разработка организационных форм решения проблем коррекции выявленных отклонений;
  • Апробация системы мер коррекции выявленных отклонений.
  • Систематизация и описание результатов.
VI. Валеологизация УВП (предмет валеологии, валеологизация предметных курсов, валеологизация через «Внешние проекты»)
  • Изучение содержания учебных курсов с точки зрения возможностей расширения валеологического компонента программ, интеграции;
  • Разработка программ развития валеологического обучения через внешние проекты;
  • Разработка вариативного компонента учебного плана с позиций валеологизации. Составление «Заказа» на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ.
  • Разработка авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной, гуманитарно-общественной предметных областей;
  • Разработка спецкурсов валеологической направленности;
  • Совместная проектная деятельность учителей и учащихся в рамках «Внешних проектов».
  • Апробация авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной, гуманитарно-общественной предметных областей;
  • Апробация спецкурсов валеологической направленности;
  • Совместная проектная деятельность учителей и учащихся в рамках «Внешних проектов»;
  • Мониторинг усовершенствования осведомленности учащихся в вопросах валеологии.
  • Публикация авторских программ, методических и дидактических материалов учителей-разработчиков;
  • Обобщение результатов.


В настоящее время в экспериментальную работу включены 10 школ области. С их участием в 2006 году проведен стартовый семинар «Практика использования немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в школе», целями которого было:
1. Проведение первого обобщения накопленного опыта по использованию немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в условиях инновационной школы, которые были апробированы участниками творческой группой прортала.
3. Обеспечение распространения и продуктивного использования имеющегося опыта в школах партнерских школах эксперимента.
2. Организация педагогического обсуждения и экспертизы накопленного опыта.
Семинар включал комплекс тренингов по использованию приемов немедикоментозной коррекции здоровья детей, в ходе семинара педагоги партнерских школ посетители уроки физической культуры и хореографии, где смогли ознакомиться с методиками индивидуальной работы по коррекции физического состояния. Особый интерес вызвало новое оборудование процедурного медицинского кабинета школы-лицея, приобретенное при непосредственной помощи Попечительского совета школы. Участники семинара смогли попробовать витаминный морс, которым ежедневно бесплатно снабжаются учении и школы. Здровьесберегающая среда возможна лишь в школе, в которой не признается существование несущественных мелочей.


Партнёрские школы эксперимента
1. Булдуртинская СОШ, Сырымский р/н
2. СОШ №1, Акжаикский р/н
3. СОШ №1 г.Аксая, Бурлинский р/н
4. СОШ им. М.Жунисова, Жангалинский р/н
5. Новоказанская СОШ Жангалинского р.
6. СОШ им. Е.Ниеткалиева, Жанибекский р/н
7. Новеньковская СОШ, Зеленовский р/н
8. Караузенская ШГ, Казталовский р/н
9. Аккозинская СОШ, Каратобинский р/н
10. СОШ им. С.Жаксыгулова, Таскалинский р/н

Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по новостям

Информеры



Праздники Казахстана

Погода

GISMETEO: Погода по г. Уральск


Доски объявлений

Мультимедийный   кабинет - MERiTS Доски объявлений, объявления на 495RU.ru


Copyright ZKOIPK © 2007-2024 Сайт управляется системой uCoz