Портал 3. "Формирование здоровьесберегающей образовательной среды"
Одной из проблем современного образования является интеллектуальная и психологическая перегруженность, которая приводит к возникновению серьезных угроз здоровью детей. Над решением этой проблемы коллектив школы-лицея №35 города Уральска начал работать с 1996 года. Первыми шагами к созданию системы экспериментальной деятельности было приобретение электронной программы мониторинга физиологического состояния детей на уроках физической культуры, внедрение обязательного курса хореографии для 7-9 классов, развитие системы исследования и коррекции психологического климата в школе. Проблема роста заболеваемости школьников не является исключительной проблемой школы-лицея. Она требует внимания со стороны всей педагогической общественности. С 2005 года на базе школы-лицея №35 г. Уральска открыта областная экспериментальная площадка «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инновационной школы»
Цель эксперимента: | Разработка управленческой и методической модели создания
и поддержки здоровьесберегающей среды в условиях инновационной школы;
формирование комплекса профессиональных компетенций педагогов в вопросах
создания здоровьесберегающей образовательной среды. |
Гипотеза эксперимента: | В условиях инновационной школы, при содействии привлеченной
общественности и участии педагогического коллектива может быть реально
сформирована среда обучения и воспитания, способствующая профилактике
заболеваемости, поддержке и коррекции отклонений в здоровье учащихся. |
Направления экспериментальной
работы |
|
|
О коллективе экспериментаторов.
Экспериментальная деятельность предполагает не только наличие стремления участвовать в инновационной деятельности, но и формирование ряда профессиональных компетенций в области научно-педагогического ис-следования, эксперимента, обобщения.
Черыкаев
Леонид Георгиевич. Директор школы-лицея №35, отличник образования, соискатель ученой степени кан-дидата педагогических наук. За более чем десятилетний срок своей деятельности на посту директора Леонид Георгиевич стал инициатором и идейным вдохновителем многих цен-ных начинаний педагогов школы-лицея. От энергии, инновационной открытости дирек-тора - лидера школы зависит ее имидж, ее рост, результат ее деятельности. |
|
Галиева
Нина Александровна. Отличник образования, учитель высшей категории заместитель директора школы-лицея №35 по Учебно-методической работе. Нина Александровна курирует наиболее сложное и проблемное звено экспериментальной работы – вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, в урочную деятель-ность. Урок – ключевое звено школьной жизни. От его эффективности и здоровьесберегающего потенциала на-прямую зависит и психологический климат школы, и уровень загруженности и утомляемости детей, и возмож-ность организации других видов деятельности, способствующих формированию здорового человека. Деятель-ность Нины Александровны – одного из опытнейших завучей города, способствует постепенной трансформации целостной технологической картины преподавания предметов в сторону внимания к личности ребенка, его здо-ровому развитию. |
|
Попова
Валентина Валерьевна. Штатный врач школы-лицея, осуществляющий профессионально-консультационное сопровождение эксперимента. Деятельность Валентины Валерьевны нацелена на со-вершенствование специальных знаний педагогов, благодаря которым они могут бо-лее рационально строить учебный процесс с учетом сохранения здоровья детей, в ее руках целостный медицинский и санитарный контроль школьной среды. |
|
Понкратова
Вера Васильевна. учитель физической культуры высшей категории, одна из ключевых фигур экспе-риментальной работы. Именно Вера Васильевна была педагогом, положившим на-чало экспериментальной работе в 1996 году, когда по ее инициативе на уроках фи-зической культуры началось проведение замеров для мониторинга физиологиче-ского здоровья детей по программе, приобретенной ею для школы в Московском институте возрастной физиологии. Вера Васильевна первой начала разработку ин-дивидуальных программ коррекции физического развития детей различных групп риска. В работу по мониторингу включена родительская общественность. |
|
Раченкова
Валентина Валерьевна. Психолог первой категории, работает в школе-лицее с начала его основания. Аспект психологического климата является, пожалуй, наиболее важным в во-просе построения школьной здоровьесберегающей среды. Наталья Викторовна создала обширную базу инструментов мониторинга состояния психологической атмосферы в школе. Ею разработан комплекс коррекционных мероприятий и мер, ориентированных как на среду в целом так и на микрогруппы и индивиду-альную работу. |
|
Обыденкина
Лариса Валентиновна. Проректор ОИПКиППК ЗКО, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, куратор экспериментальной работы. |
Состав группы учителей - экспериментаторов Функции педагогов в рамках эксперимента.
1. Черыкаев ЛГ. Директор школы-лицея |
Общее руководство, координация, контроль
выполнения программы, обеспечение взаимодействия с организациями и структурами,
участвующими в реализации направлений эксперимента (попечительский совет
школы; медицинские учреждения; консультативные центры; др.). Деятельность
по обеспечения ресурсного обеспечения программ эксперимента |
2. Галиева Н.А. Заместитель директора школы-лицея по научно-методической работе. |
Методическое руководство, координация,
контроль выполнения программы. Координация теоретического изучения вопросов
в рамках направлений экспериментальной деятельности. Анализ материалов
мониторинговых мероприятий. Обработка и систематизация результатов. Экспертиза
программ и проектов. Описание и публикация результатов. |
3. Сапрынская С.Ю. Заместитель директора школы-лицея по учебно-воспитательной работе. |
Координация мониторинговых мероприятий.
Обработка данных мониторингов; разработка вариативного компонента учебного
плана с позиций валеологизации. Составление «Заказа» на перечень авторских
и адаптированных интегрированных программ |
4. Понкратова В.В. Учитель физической культуры |
Мониторинг физиологического здоровья
детей и обработка данных; консультативная работа с родителями; разработка
индивидуальных программ коррекции с использованием компьютерной программы
Московского Института возрастной физиологии; разработка программ немедикаментозных
методов коррекции здоровья детей; отслеживание динамики изменений состояния
здоровья детей по итогам общей реализации программ эксперимента
|
5. Раченкова Н.В. Психолог школы |
Поиск, апробация и формирование системы
инструментов диагностик в рамках эксперимента; накопление приемов и методов
немедикаментозной поддержки; участие в мероприятиях мониторинга; разработка
программ и организация консультативной работы с родителями; разработка
программ валеологического образования и воспитания |
6. Попова В.В. Штатный врач - терапевт |
Консультативная поддержка теоретического
изучения вопросов немедикоментозной коррекции здоровья, теоретической
систематизации их по степени применимости в условиях школы лицея; формирование
группы специалистов – консультантов; мониторинг состояния здоровья детей,
выявление отклонений соматического здоровья; анализ реальных «угроз» соматическому
здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим
работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических
норм; режим психологического климата); профессиональная поддержка теоретических
семинаров; участие в разработке направлений групповой консультативной
работы с родителями; индивидуальная консультативная помощь на основе выявленных
проблем; консультативная специальная помощь в разработке типологии отклонений
в здоровье детей, подлежащих немедикоментозной коррекции в условиях школы. |
7. Бакаева Г.Г. Заместитель директора школы-лицея по воспитательной работе |
Накопление приемов и методов психологической
поддержки детей с сенсорными отклонениями; анализ реальных «угроз» соматическому
и психологическому здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации
УВП (режим работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических
норм; режим психологического климата); выявление уровня и характера представлений
родителей о влиянии учебной деятельности на здоровье детей; разработка
программ развития валеологического обучения через внешние проекты; разработка
вариативного компонента учебного плана с позиций валеологизации; составление
«Заказа» на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ;
разработка авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии
в рамках естественнонаучной, области; разработка спецкурсов валеологической
направленности; совместная проектная деятельность с учащимися в рамках
«Внешних проектов» |
8. Сухина З.А. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Координация мониторинга состояния здоровья
детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов
коррекции здоровья детей; участие в процессе накопления приемов и методов
психологической поддержки детей с сенсорными отклонениями; участие в проектной
деятельности творческих групп педагогов и администрации по разработке
способов преодоления каждой из выявленных проблем; участие в анализе реальных
«угроз» соматическому и психологическому здоровью детей, содержащихся
в существующей форме организации УВП (режим работы; режим питания; режим
организации отдыха; режим санитарно-гигиенических норм; режим психологического
климата); участие в разработке организационных форм решения проблем коррекции
выявленных отклонений в здоровье детей; участие в разработке вариативного
компонента учебного плана с позиций валеологизации, составлении «Заказа»
на перечень авторских и адаптированных интегрированных программ; участие
в разработке авторских и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии
в рамках естественнонаучной предметной области; разработка спецкурсов
валеологической направленности. |
9. Кереева Н.Ж. Учитель казахского языка и литературы |
Участие в мониторинге состояния здоровья
детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов
коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому
здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим
работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических
норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении
данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских
и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках гуманитарно-общественной
предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности;
участие в совместной проектной деятельности учителей и учащихся в рамках
«Внешних проектов». |
10. Селезнева Л.А. Учитель английского языка и информатики |
Участие в мониторинге состояния здоровья
детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов
коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому
здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим
работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических
норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении
данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских
и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках гуманитарно-общественной
предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности;
участие в совместной проектной деятельности учителей и учащихся в рамках
«Внешних проектов»; осуществление ресурсной и технической поддержки программ
эксперимента. |
11. Яхно О.И. Учитель физики |
Участие в мониторинге состояния здоровья
детей, участие в разработке проектов по внедрению немедикоментозных методов
коррекции здоровья детей, изучении реальных «угроз» соматическому и психологическому
здоровью детей, содержащихся в существующей форме организации УВП (режим
работы; режим питания; режим организации отдыха; режим санитарно-гигиенических
норм; режим психологического климата); участие в систематизации и обобщении
данных, разработке мероприятий коррекции; участие в разработке авторских
и адаптированных программ интеграции с курсом валеологии в рамках естественнонаучной
предметной области; в разработке спецкурсов валеологической направленности. |
Программа эксперимента предролагает 5 лет пошаговой деятельности.
Каждое из направлений работы должно дать ряд практических результатов в виде моделей и методических комплексов,
которые могут с успехом использоваться школами области при переходе на 12 - летнее образование.
Направление |
Год
эксперимента |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Деятельность
по направлениям |
|||||
I. Поиск, освоение и внедрение немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в условиях профильного обучения |
|
|
|
|
|
II. Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи |
|
|
|
||
III. Разработка комплекса организационных мер по предотвращению заболеваний детей в условиях интенсивной учебной деятельности |
|
|
|
||
II. Создание системы диагностик сенсорных состояний и отклонений, выявление детей, требующих психологической помощи |
|
|
|
||
IV. Разработка системы консультативной работы школы с родителями в вопросах профилактики проблем здоровья детей |
|
|
|
||
V. Разработка комплекса мер коррекции выявленных отклонений |
|
|
|
||
VI. Валеологизация УВП (предмет валеологии, валеологизация предметных курсов, валеологизация через «Внешние проекты») |
|
|
|
|
В настоящее время в экспериментальную работу включены 10 школ области. С их участием в 2006 году проведен стартовый семинар «Практика использования немедикоментозных методов коррекции здоровья детей в школе», целями которого было:
|
|
||
|
|||
Семинар
включал комплекс тренингов по использованию приемов немедикоментозной
коррекции здоровья детей, в ходе семинара педагоги партнерских школ посетители
уроки физической культуры и хореографии, где смогли ознакомиться с методиками
индивидуальной работы по коррекции физического состояния. Особый интерес
вызвало новое оборудование процедурного медицинского кабинета школы-лицея,
приобретенное при непосредственной помощи Попечительского совета школы.
Участники семинара смогли попробовать витаминный морс, которым ежедневно
бесплатно снабжаются учении и школы. Здровьесберегающая среда возможна
лишь в школе, в которой не признается существование несущественных мелочей. |
Партнёрские школы эксперимента |
1. Булдуртинская СОШ, Сырымский р/н 2. СОШ №1, Акжаикский р/н 3. СОШ №1 г.Аксая, Бурлинский р/н 4. СОШ им. М.Жунисова, Жангалинский р/н 5. Новоказанская СОШ Жангалинского р. 6. СОШ им. Е.Ниеткалиева, Жанибекский р/н 7. Новеньковская СОШ, Зеленовский р/н 8. Караузенская ШГ, Казталовский р/н 9. Аккозинская СОШ, Каратобинский р/н 10. СОШ им. С.Жаксыгулова, Таскалинский р/н |