Портал 8. "Программы и модели реализации принципа преемственности между ступенями школьного образования"
Обоснование создания областного экспериментального портала "Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности образования"
Преемственность занимает одно из ведущих мест в ряду
общедидактических принципов системы непрерывного образования.
«Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым
в процессе развития» /Философский словарь/.
«Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций»
/Популярный энциклопедический словарь/.
Преемственность рассматривается нами как предпосылка, содержание и результат
взаимодействия различных параметров образовательных систем.
В философии взаимодействие определяется как процесс взаимного влияния
тел друг на друга путём переноса материи движения, универсальная форма
состояния тел.
Взаимодействие
определяет существование и структурную организацию всякой материальной
системы, её свойства, её объединение наряду с другими телами в систему
большего порядка. Без способности к взаимодействию материя не могла бы
существовать.
В этом смысле Ф.Энгельс определяет взаимодействие как конечную причину
всего существующего, за которой нет других, более фундаментальных определяющих
свойств.
Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением
телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться, обуславливать
порождение одним объектом другого.
Взаимодействие выступает и как согласованные действия нескольких общественных
систем для выполнения определённых задач. При этом действия систем организуются.
Организация
деятельности инновационного портала "Механизмы и инструменты
реализации принципа преемственности образования"
При создании системы работы по преемственности в обра-зовании (обучении,
воспитании, развитии) при ИПК и ППК мы имеем ввиду
преемственные связи между:
Ступенями образования (семейное, дошкольное, на-чальная
школа, основная шко-ла, средняя школа, профессио-нальное образование);
Традиционным и инно-вационным режимами функ-ционирования
образования;
Лучшим гуманистиче-ским наследием существую-щих в мире образовательных
систем и образовательными проектами разных форматов, создаваемых в русле
современ-ных реформ.
Для установления взаимосвязей звеньев в цепи преемственности обеспечивается
ряд общностей:
Единство целей и задач образовательной работы, которые определяют
направление, содержание и методы работы во взаимодействую-щих звеньях;
Общность понимания законов развития, которые предопределяют
выбор методов обучения, воспитания, развития;
Общность понимания педагогами всех спе-циальностей психолого
– физиологических, воз-растных особенностей и потенциальных возмож-ностей
разных групп детей, дифференцирован-ных по возрасту, возможностям, способностям
и др.
Цель деятельности портала "Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности"
Построение системы оказания оперативной
научной и практической помощи специалистам различных педагогических спе-циальностей
и организациям образования разных направлений по вопросам преемственности
в осуществлении образователь-ной деятельности (обучении, воспитании, развитии)
при переходе на 12 – летнее образование.
Задачи деятельности портала "Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности образования"
Создание
ресурсной базы по пре-емственности (лекторские команды, лек-ции
и практические занятия для слуша-телей курсов, систематизировать
норма-тивные положения по преемственности, учебные и методические
пособия, спра-вочники, сборники, диагностические ме-тодики, библиографическую
картотеку, банк адресов разработки проблем пре-емственности в области
и др.);
Содействие
построению грамотных действий методических служб организа-ций образования
по реализации принци-па преемственности на всех уровнях ди-дактических
и воспитательных систем;
Привлечение
к сотрудничеству и исследовательской работе специалистов различных
педагогических специально-стей для практического решения про-блем
преемственности между ступенями образования, традиционными и иннова-ционными
образовательными направле-ниями и системами на пороге 12 – летней
школы.
Структура инновационного портала"Механизмыи инструменты реализации принципа преемственности образования"
Научный руководитель – Колесова Людмила Геннадьевна,
заведующая кафедрой педагогики
Знакомство детей с родной республикой оказывает большое
воспитательное воздействие, формируя понятие Родина
Консультант - координатор - Никифорова Татьяна Петровна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ОИПК и ППК, методист - исследователь
Партнёрские учреждения образования:
Детские дошкольные учреждения образования области;
Общеобразовательные школы области;
Инновационные учреждения образования области всех типов;
Внешкольные учреждения дополнительного образования области.
Протекцией для участия в работе инновационного портала являются
Ваш опыт,
Ваша неуспокоенность,
Ваше стремление искать
свои ответы и решения,
Ваше желание работать в команде.
Вести из научно - исследовательской лаборатории Современный урок: какой он …
Никифорова Т.П., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК
Несмотря на многообразие применяемых в учебном процессе форм организации обучения (занятия, уроки, игры, семинары, лекции, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы учащихся), урок остаётся основной формой обучения.
Педагогический опыт нововведений последнего столетия показывает, что ни бригадно - лабораторная форма организации занятий, ни метод проектов, ни обучение бригадой учителей (известный как метод Трампа) не могут заменить традиционный урок.
Дело в том, что урок по своим целям и дидактической структуре - очень подвижная и достаточно гибкая форма занятий.
Однако существуют противоречия между тем, каких навыков от учеников требует жизнь и на что практически ориентирован урок, школа.
"Жизнь
требует, чтобы человек сам умел искать информацию - школа ему преподносит
её готовой.
Жизнь требует умения работать в команде, понимать людей, вести диалог - в
школе все сидят молча.
В жизни человеку всего важней знать свои многоразличные права, уметь их обосновывать
- а школа строится по модели указаний от вышестоящего.
В мире растёт ценность индивидуальности, особости каждого человека школа учит
всех одинаково, фронтально.
В мире растёт ценность здоровья - школа вносит существенный вклад в его ухудшение.
Интернет взломал информационную закрытость мира и упразднил информационную монополию школы - школа себя считает единственным источником информации.."
(А. Пинский. Реформофобия: уничижение паче гордыни - Народное образование - №8, 2002)
Разрешение этих противоречий возможно при качественном изменении методической системы обучения, что и предпола-гают педагогические инновации. Злободневность педагогических инноваций объясняется дидактами ещё и тем, что обучать и воспитывать ниже того уровня, на котором это делают уже сегодня другие педагоги, неэтично.
На сегодняшний момент наиболее востребованными являются следующие педагогические принципы.
Принцип свобо-ды выбора. В любом обу-чающем или управляющем действии необхо-димо предостав-лять ученику пра-во выбора;
Принцип открыто-сти. "Образование не достигает насы-щения". В школе мы даём "закры-тые" задачи (точ-ные условия, стро-гий алгоритм). Жизнь ставит "от-крытые" задачи;
Принцип дея-тельности. Б.Шоу писал: "Единственный путь, ведущий к знанию - это дея-тельность";
Принцип об-ратной свя-зи;
Принцип идеаль-ности (высоко-го КПД).
Максимальное использование возможностей, знаний, интересов самих учащихся с це-лью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Чем больше активность, самоорганизованность учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия.
Хисьметова Салтанат Самигуллақызы М.Абдолова атындағы мектеп директоры
Какие технологии имеют перспективу своего развития, то есть внедрения в школьную практику, в нашем государстве?
Это прежде всего ТМСО (трёхмерная методическая система обучения) Ж.А.Караева;
Модульная технология обучения Т.И.Шамовой;
Технология коллективного способа обучения, разработанная академиком В.Н.Монаховым;
Штайнеровская педагогика.
Методы и приёмы, активно используемые в рамках этих технологий.
Взаимообучение в парах, группах;
Самооценивание, комплексное оценивание;
Разноуровневое обучение;
Обучение укрупнёнными блоками;
Рефлексия учебной деятельности (обратная связь);
Самоорганизация;
Регулярный контроль усвоения учебного материала учащимися (в конце каждого модуля);
Интеграция учебного материала (внутрипредметная, межпредметная);
Создание творческой среды;
Образная подача материала;
Метод феноменологической подачи материала.
Экономику мы знаем, меркой жидкость измеряем.
При посещении уроков часто возникает вопрос:
- Каковы критерии оценки эффективности современного урока?
Для оценки качества проведения уроков имеются различные критерии.
Критерии
оценки обучающей деятельности учащихся:
Качество педагогического
взаимодействия учителя с учеником.
Качество взаимодействия
учеников друг с другом.
Личный развивающий
эффект от урока по само-оценке ученика.
Критерии
оценки обучающей деятельности учителя:
Уникальность, оригинальность, самобытность.
Технологичность, возможность передачи метода другим.
Глубина, концептуальность содержания.
Критерии
оценки эффективности урока:
Четкая по-этапная реализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих, диагности- ческих).
Целесо- образность выбранной учителем структуры урока.
Содержа- тельная насыщенность, плотность урока.
Гибкое, результативное использование методов, приёмов.
Познава- тельная активность учащихся.
Структура комбинированного современного урока
Актуализация прежних знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Формирование умений и навыков.
Психологическая подготовка учащихся,
создание эмоциональ- ного настроя, контроль учителя за состоянием знаний
ученика, его умений и навыков.
Объяснение учителем новой
темы или организация деятель-
ности учащегося по самостоя- тельному раскрытию сущности новых поня-тий.
Самые разные методы самосто-ятельной
и групповой работы по переводу информации, одетой в образы (знаний), в практические
умения (однократное успешное применение знаний) и навыки (семикратное успешное
приме-
нение умения). Домашнее задание может быть дано на любом этапе урока .
Оқушылар үй тапсырмасының сұрақтарына жауап беруге асығуда Урок подобен огородной грядке: стоит перестать за ней ухаживать - она зарастает сорняками.