Портал 8. "Программы и модели реализации принципа преемственности между ступенями школьного образования"
Обоснование создания областного экспериментального портала "Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности образования" |
Преемственность занимает одно из ведущих мест в ряду
общедидактических принципов системы непрерывного образования. «Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития» /Философский словарь/. «Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций» /Популярный энциклопедический словарь/. Преемственность рассматривается нами как предпосылка, содержание и результат взаимодействия различных параметров образовательных систем. В философии взаимодействие определяется как процесс взаимного влияния тел друг на друга путём переноса материи движения, универсальная форма состояния тел. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, её свойства, её объединение наряду с другими телами в систему большего порядка. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. В этом смысле Ф.Энгельс определяет взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет других, более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться, обуславливать порождение одним объектом другого. Взаимодействие выступает и как согласованные действия нескольких общественных систем для выполнения определённых задач. При этом действия систем организуются. |
Организация
деятельности инновационного портала "Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности образования" |
|
При создании системы работы по преемственности в обра-зовании (обучении,
воспитании, развитии) при ИПК и ППК мы имеем ввиду преемственные связи между:
|
Для установления взаимосвязей звеньев в цепи преемственности обеспечивается
ряд общностей:
|
Цель деятельности портала
"Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности" |
|||||
Построение системы оказания оперативной
научной и практической помощи специалистам различных педагогических спе-циальностей
и организациям образования разных направлений по вопросам преемственности
в осуществлении образователь-ной деятельности (обучении, воспитании, развитии)
при переходе на 12 – летнее образование. |
|||||
Задачи деятельности портала
"Механизмы и инструменты реализации принципа преемственности образования" |
|||||
|
|
|
Структура инновационного портала
"Механизмыи инструменты реализации принципа преемственности образования"
Научный руководитель – Колесова Людмила Геннадьевна,
заведующая кафедрой педагогики |
||||||
|
Вести из научно - исследовательской лаборатории
Современный урок: какой он …
Современный урок: какой он …
Никифорова Т.П.,
старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии ОИПКиППК
старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии ОИПКиППК
Несмотря на многообразие применяемых в учебном процессе форм организации обучения (занятия, уроки, игры, семинары, лекции, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы учащихся), урок остаётся основной формой обучения.
Педагогический опыт нововведений последнего столетия показывает, что ни бригадно - лабораторная форма организации занятий, ни метод проектов, ни обучение бригадой учителей (известный как метод Трампа) не могут заменить традиционный урок.
Дело в том, что урок по своим целям и дидактической структуре - очень подвижная и достаточно гибкая форма занятий.
Однако существуют противоречия между тем, каких навыков от учеников требует жизнь и на что практически ориентирован урок, школа.
"Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию - школа ему преподносит её готовой.
Жизнь требует умения работать в команде, понимать людей, вести диалог - в школе все сидят молча.
В жизни человеку всего важней знать свои многоразличные права, уметь их обосновывать - а школа строится по модели указаний от вышестоящего.
В мире растёт ценность индивидуальности, особости каждого человека школа учит всех одинаково, фронтально.
В мире растёт ценность здоровья - школа вносит существенный вклад в его ухудшение.
Интернет взломал информационную закрытость мира и упразднил информационную монополию школы - школа себя считает единственным источником информации.."
(А. Пинский. Реформофобия: уничижение паче гордыни - Народное образование - №8, 2002)
Педагогический опыт нововведений последнего столетия показывает, что ни бригадно - лабораторная форма организации занятий, ни метод проектов, ни обучение бригадой учителей (известный как метод Трампа) не могут заменить традиционный урок.
Дело в том, что урок по своим целям и дидактической структуре - очень подвижная и достаточно гибкая форма занятий.
Однако существуют противоречия между тем, каких навыков от учеников требует жизнь и на что практически ориентирован урок, школа.
"Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию - школа ему преподносит её готовой.
Жизнь требует умения работать в команде, понимать людей, вести диалог - в школе все сидят молча.
В жизни человеку всего важней знать свои многоразличные права, уметь их обосновывать - а школа строится по модели указаний от вышестоящего.
В мире растёт ценность индивидуальности, особости каждого человека школа учит всех одинаково, фронтально.
В мире растёт ценность здоровья - школа вносит существенный вклад в его ухудшение.
Интернет взломал информационную закрытость мира и упразднил информационную монополию школы - школа себя считает единственным источником информации.."
(А. Пинский. Реформофобия: уничижение паче гордыни - Народное образование - №8, 2002)
Разрешение этих противоречий возможно при качественном изменении методической системы обучения, что и предпола-гают педагогические инновации. Злободневность педагогических инноваций объясняется дидактами ещё и тем, что обучать и воспитывать ниже того уровня, на котором это делают уже сегодня другие педагоги, неэтично.
На сегодняшний момент наиболее востребованными являются следующие педагогические принципы.
- Принцип свобо-ды выбора. В любом обу-чающем или управляющем действии необхо-димо предостав-лять ученику пра-во выбора;
- Принцип открыто-сти. "Образование не достигает насы-щения". В школе мы даём "закры-тые" задачи (точ-ные условия, стро-гий алгоритм). Жизнь ставит "от-крытые" задачи;
- Принцип дея-тельности. Б.Шоу писал: "Единственный путь, ведущий к знанию - это дея-тельность";
- Принцип об-ратной свя-зи;
- Принцип идеаль-ности (высоко-го КПД).
Хисьметова Салтанат Самигуллақызы
М.Абдолова атындағы мектеп директоры
М.Абдолова атындағы мектеп директоры
Какие технологии имеют перспективу своего развития, то есть внедрения в школьную практику, в нашем государстве?
Методы и приёмы, активно используемые в рамках этих технологий.
При посещении уроков часто возникает вопрос:
- Каковы критерии оценки эффективности современного урока?Для оценки качества проведения уроков имеются различные критерии.
|