Сущность технологии трёхмерной методической системы обучения |
Каждый учитель ставит своей целью добиться того, чтобы учащиеся поняли, усвоили конкретную тему, получили определенные знания и научились их применять. Однако учитель только тогда может судить о том, что цели достигнуты, если имеется надежный способ удостовериться в этом. Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, характеризуется тем, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно точно опознать и измерить. В когнитивную область входят цели - от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами, (способами действий), включая создание нового. В эффективную (эмоционально-ценностную) область относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. Как известно, имеется также психомоторная область, куда относятся цели, которые связаны с формированием двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. К этой области относится небольшая часть из общей совокупности целей обучения: навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения. Диагностичная постановка цели обучения характеризуется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которых можно точно опознать и измерить. Автор технологии считает, что из словосочетания "результаты обучения, выраженные в действиях учащихся" вытекает: а) обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся; б)результаты обучения образуют иерархично зависимую структуру, так как деятельность учащихся характеризуется иерархией: репродуктивными, конструктивными и продуктивными действиями. |
Технология авторы туралы |
Технология авторы ғалым, педагогика ғылымдарының докторы, профессор Жауымбай Амантұрлыұлы Қараев Қазақ мемлекеттік қыздар педагогика институтының бірінші проректоры ретіндегі еңбек жолында жаңа технологияларды оқу үрдісіне кеңінен пайдалануымен, сапалы кәсіби маман даярлау және институттағы білім беруді әлемдік білім кеңістігіне кіріктіру мақсатында оқытудың Европалық кредиттік жүйесіне көшуімен және сапа менеджменті жүйесін енгізуімен ерекшеленді. Жауымбай Амантұрлыұлының аталған еңбегінің нәтижесінде студенттердің білім сапасы жылдан-жылға артып келеді. Оны әр оқу жылының аяғында Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің ұйымдастыруымен өтетін аралық мемлекеттік бақылаудан айқын көруге болады. 2003-2004 оқу жылы аралық мемлекеттік бақылауда студенттердің білім сапасы 72 балды құраса, ал 2004-2005 оқу жылы 83 балды көрсетіп отыр. Ж.А.Қараевтың үш ғылыми монографиясы, екі оқулығы, бес әдістемелік құралы, 200-ге жуық ғылыми мақаласы көпшіліктің ортақ мұрасына айналса, "Үш өлшемді әдістемелік жүйе педагогикалық технологиясы" қазір Қазақстанның бар аймағында ғылыми тәжірибеден, сынақтан өтіп, оқыту жүйесінің белсенді әдісіне айналды. Ж.А.Қараевтың жетекшілігімен 14 аспирант пен ғылыми ізденуші кандидаттық диссертация қорғап, республикамыздың әр жерінде ғылыми ізденістерін жалғастыруда. Профессор Ж.А.Қараев мырза Акмеология ғылымдары академиясының (Санкт-Петербург қаласы) корреспондент мүшесі, Халықаралық педагогикалық білім беру академиясының (Москва қаласы) академигі. Ғалым ғылым жолындағы табысты еңбектері үшін "Қазақстан Республикасы білім беру ісінің үздігі" белгісімен және "Қазақстан Республикасына 10 жыл", Ы.Алтынсарин медальдарымен марапатталды. |
Для полноценного усвоения учебного материала вначале совершаются репродуктивные действия, затем с опорой на их результат осуществляются констуктивные действия, с помощью которого усвоение учебного материала осуществляется на более высоком уровне. Усвоение учебного материала на творческом уровне осуществляется на основе продуктивной познавательной деятельности учащихся, которая предполагает реализацию до нее вышеперечисленных видов познавательной деятельности. Для того чтобы организовать обучение на основе личностно-деятельностного подхода необходима разработка и реализация трехмерной методической системы обучения. Известный немецкий философ и педагог А.Дистервег утверждал, что "больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны". Психолог С.Л.Рубинштейн писал: "Основной нерв процесса мышления заключаются в следующем: объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во всех новых качествах, которые формируются в новых понятиях. Из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства". Таким образом, главная задача современного развивающего обучения - организация углубляющего "движения" мышления вокруг его объекта, т.е. рассмотрение объекта познания с точки зрения требований таксономии целей обучения, и проведения процесса обучения на основе трехмерной методической системы. Такое обучение, учитывающее природу конкретного ребенка, его задатки, способности, возможности и т.п., позволяет реализовывать идеи личностно-деятельностного подхода в образовании. Только в таком случае можно организовать обучение учащихся "в зоне их ближайшего развития" (Л.С.Выготский). Как известно, по Л.С.Выготскому, в основу учебного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство учителя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность "в зоне ближайшего развития". Если определить понятие "качество обучения" как соотношение цели и результата обучения, то становится очевидным, что для определения качества обучения требование диагностичной постановки цели и уровневого формулирования результатов усвоения является обязательным и категоричным. При невыполнении этого требования корректное измерение и оценка качества обучения становится невозможным. Траектория обучения (также индивидуальная траектория развития ученика) должна быть устремлена вверх. Основные компоненты новой методической системы обучения, такие как содержание и методы обучения, определяются на основе следующих требований:
В условиях применения технологии трехмерной методической системы, обучение определяется по формуле: цель - мотив - деятельность - рефлексия - теоретическое знание. |
Алгоритм изучения содержания параграфа (структура урока) |
1. Первый этап (5 - 7 мин.)
В рамках трехмерной методической системы обучения главным обучающим инструментом является учебник - собеседник. Главная функция учебника - собеседника - это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие у них наблюдательности, мышления и практических действий. Важным источником мотивации и нарастающей траектории развития учеников является стимулирующий подход оценивания и ведение "прозрачного журнала" учебных достижений учащихся, где моментально фиксируются успехи учеников по уровням. Прозрачная, оперативная фиксация учебных успехов детей создает ауру соревнования, позволяет объективно оценивать качество обучения и обеспечить мониторинг качества по индивидуальной траектории развития учащихся. Разработка учебников на основе технологического подхода также позволяет оптимизировать и повысить эффективность использования информационных технологий. |
Структура портала | |
Научный руководитель портала - Кобдикова Ж. У., кандидат педагогических наук Координатор-тренер области по ПТТМСО - Никифорова Т.П., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ОИПК и ППК Координатор - тренер школы - Тутебаева А.А., заместитель директора Мичуринской СОШ по учебно - воспитательной работе Школа - научно - практическая лаборатория - Мичуринская СОШ Зелёновского района |
|
Партнерские школы | |
|
|
Пилотной школой по внедрению ПТТМСО является областная санаторная школа им. М Утемисова. Директор школы - Ж.У.Уалиев. |