Цель проекта: Определение изменений, которые необходимо осуществить в общеобразовательной среде, для удовлетворения нужд детей с ограничениями в развитии, интегрированных в эту среду.
Гипотеза: В результате разработки требований к созданию условий для интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии предполагается создать модель, которая способствовала бы развитию идей интеграции, взаимодействии структур массового и специального образования.
Проблема: Существующая система специального образования не гарантирует реализации права на образование каждому ребенку, что указывает на недостаточную эффективность существующих подходов к вопросам выявления, диагностики, коррекционно-развивающего обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Ведется поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки и адаптации детей со специальными нуждами. Предполагаемый проект поддержит включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, сделают школы доступными для этих детей.
Задачи:
- Анализ состояния интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школьные организации.
- Определение условий включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы.
- Определение способов взаимодействия общего и специального школьного образования.
- Разработка требований для включения детей с ограниченными возможностями в организации образования общего типа.
- Сосредоточение работы ресурсного центра для обеспечения педагогической поддержки учителей и воспитателей экспериментальных площадок.
- Разработка экспериментальной модели инклюзивного образования на экспериментальных площадках.
Предмет исследования: Психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с проблемами в развитии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Общеобразовательные школы: СОШ №№13, 16 г. Уральска, Чаганская СОШ Теректинского района. Количество учащихся – 23 учащихся.
Партнерские школы: СОШ № 5 и СОШ № 22 г. Уральска.
Методы исследования: Педагогическое наблюдение, анализ школьной документации, опросы, анкетирование, тестирование.
Ожидаемые результаты: Изменение отношения к детям с отклонениями в развитии со стороны педагогов, сверстников и родителей. Психолого-педагогическая поддержка школьников, включенных в общеобразовательный процесс. Улучшение материально-технического оснащения общеобразовательных школ для обеспечения физического доступа и удовлетворения специальных образовательных потребностей школьников с ограничениями в развитии. Разработка программного и учебно-методического обеспечения. Повышение профессионализма учителей.
Координационная деятельность: Ресурсный учебно-методический консультативный Центр, творческие группы.
Внешние связи: ННПЦ КП, РИПКСО, ИКП СГПУ
Научные руководители проекта:
к.п.н. А.А.Айдарбекова, директор ИПКиПКССО ОО «Центра САТР»
к.п.н. Т.Н.Винтаева, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и специальной педагогики ИКП СГПУ
В рамках данного проекта в феврале 2008 года проведен областной семинар по теме «Инклюзивное образование как реализация равных прав и возможностей детей с ограниченными возможностями» с участием к.п.н. А.А.Айдарбековой.
Создана творческая группа, в которую вошли педагоги, воспитатели, логопеды, психологи, соцпедагоги, методисты и руководители школ. Разработан перспективный план работы, а также мероприятия по реализации программы включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
Проведено анкетирование отношения педагогов, учащихся с ОВР и нормой, их родителей к интегрированному обучению детей с ОВР в общеобразовательной школе.
Разработана система индикаторов, с помощью которого можно проводить оценку и мониторинг работы школ.
Данная система индикаторов позволяет сделать оценку существующей ситуации и определить какие изменения, необходимо осуществить в общеобразовательной среде, для удовлетворения нужд детей с ограничениями в развитии, интегрированных в эту среду, а также какую помощь, необходимо оказать школам.
Сделан анализ качественного состава педагогических кадров, состояния учебно-материальной базы, сбор данных об учащихся классов коррекционно-развивающего обучения и их психо-физиологических недостатках в состоянии здоровья.
для оценки школ по внедрению инклюзивного образования
- Доброжелательное, уважительное отношение в школе
- Соблюдение прав учеников и учителей
- Здоровая, безопасная и защищающая ребенка среда
- Мотивированные учителя и ученики
- Учитель – высококвалифицированный специалист, любящий детей
- Качественный, ориентированный на ребенка процесс обучения
- Коррекционно – развивающая направленность обучения
- Развитие жизненных навыков учащихся
- Учебно-материальная база и образовательные ресурсы
- Участие родителей и общественности в жизни школы
Этапы эксперимента | Содержание |
1. Организационный этап 2007-2008 учебный год |
1.Анализ состояния интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школьные организации. 2.Определение условий включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы. 3.Создание творческой группы по разработке экспериментальной модели инклюзивного образования. 4. Разработка критериев и определение общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений для проведения эксперимента. 5. Проектировочный семинар для всех участников эксперимента. 6. Обобщение и описание модели инклюзивного образования для реализации ее на экспериментальной площадке. 7.Установочный семинар для всех участников проекта. 8. Разработка нормативно-правовой документации по деятельности ресурсного центра. 9. Подбор и организация деятельности специалистов ресурсного центра. 10.Организация обучающих семинаров для специалистов ресурсного центра. |
2. Практический этап 2008-2011 учебный год |
1. Составление плана мероприятий по эксперименту и его реализация. 2 .Разработка и апробация алгоритма выявления семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и желающих обучать их в общеобразовательном учреждении. 3. Определение детей с ограниченными возможностями для включения их в экспериментальные общеобразовательные учреждения. 4. Проведение обучающих семинаров для педагогов экспериментальных и партнерских учреждений. 5. Проведение оценки образовательных и иных потребностей детей, включенных в общеобразовательный процесс на экспериментальных площадках. 6. Составление для каждого ребенка «Индивидуальной развивающей программы». 7. Проведение конструктивных изменений в общеобразовательной среде (спец.приспособления, техническое оснащение учебно-методическое обеспечение и пр.) 8. Определение содержания и форм работы со здоровыми школьниками и их родителями, для обеспечения толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями. 9. Включение в состав классов и групп общеобразовательных учреждений детей с ограниченными возможностями, обеспечив для них качественный процесс образования. |
3. Обобщающий этап 2011-2012 учебный год |
Соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями. Анализ промежуточных и итоговых результатов. Оформление и описание хода и результатов. Внедрение положительного опыта включения детей с проблемами в развитии в общеобразовательный процесс в организациях образования области. |