Портал 11. Внедрение элементов кредитной технологии в старшей ступени общеобразовательной школы
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
СОШ №20 г. Уральска
"ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРЕДИТНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
СОШ №20 г. Уральска
"ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРЕДИТНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бурное развитие в конце двадцатого века информационных технологий и средств коммуникаций привело к созданию новых отраслей знаний и технологий. Это ведет к проведению реформ в образовании.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современная система образования должна не только повышать уровень образованности, а формировать новый тип интеллекта, иной образ и способ мышления, приспособленные к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.
Вместе с тем, начало XXI века связано с формированием единого образовательного пространства. Поэтому одна из основных целей реформирования образования в нашей республике – это интеграция в мировое образовательное пространство.
В вузах республики полным ходом идет внедрение новой системы обучения, получившей название кредитной.
Кредитная технология обучения не только расширяет возможности междисциплинарного образования, но и облегчает переход к индивидуаль-ной форме обучения, способствует развитию как международной, так и на-циональной академической мобильности.
Также она способствует повышению качества образования студентов, помогает взаимному обогащению научными и академическими идеями, продвижению вузов на передовые позиции в области науки и образования, расширению их влияния в академическом сообществе, что в результате приведет к укреплению позиций национальной системы образования и престижа казахстанских дипломов.
По-прежнему одной из основных проблем в образовании является про-блема преемственности на ступени «Школа – Вуз».
Отсев студентов с первых курсов по данным многих исследователей объясняется, в основном, следующими причинами: отличные от школы со-держание, формы и методы учебы, более серьезные требования к качеству знаний, большая самостоятельность, необходимость критически перераба-тывать большой объем информации. Не у всех студентов младших курсов гладко проходит процесс адаптации к новым условиям труда и быта.
Поэтому проблема, которую необходимо решить в результате экспери-мента, это: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-воспитательный процесс с целью организации преемствен-ности в сфере интегральной среды «Школа-Вуз».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Новые методики организации учебного процесса, формы деятель-ности педагогов и учащихся в рамках кредитной системы в целях подготовки учащегося к дальнейшему обучению в высшем учебном заведении.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
По результатам эксперимента должна быть сформулирована и описана репродуцируемая модель комплексной образовательной среды «Школа – Вуз», готовящая школьников к дальнейшему обучению в вузах по кредитной системе обучения, позволяющая перенести позитивный опыт экспериментальной площадки в практику работы образователь-ных учреждений.
ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА
Если на основе применения кредитной технологии обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы создать инте-гральную образовательную среду, содержащую новые подходы к ус-воению информации и развитию личностных качеств учащихся, но-вые методики конструирования образовательного процесса, то это позволит получить следующий результат:
- эффективное развитие мобильности, активности, самостоятельности, творческих и лидерских качеств учащегося, улучшение успеваемости, морально-нравственного состояния учащегося;
- овладение учащимися современными возможностями новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий;
- успешная адаптация к переходу в систему обучения в высших учебных заведениях.
ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Внедрение элементов кредитной системы обучения осуществляется с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, предпола-гающих соблюдение всех необходимых санитарно-гигиенических требований.
- Включение учащихся в эксперимент осуществляется на доброволь-ной основе по согласованию с родителями.
- Внедрение экспериментальных основ образовательной деятельности не предполагает отхода от требований нормативных документов системы образования, строится в соответствии с требованиями Закона об образовании в РК, ГОСО, других нормативных документов.
НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Подготовка педагогов к работе в условиях кредитной системы обучения с учетом адаптации к школьной ступени образования.
- Выработка технологии обучения навыкам самостоятельной работы учащихся, обеспечивающих их свободное вхождение в систему обучения на базе ВУЗа в условиях СРСП и СРС.
- Выработка организационно-управленческой модели реализации нелинейной системы обучения в условиях школы.
- Разработка модели модульно-рейтинговой системы оценки деятельности педагога и учебных достижений учащихся, адаптированной к школе.
- Разработка комплекса нормативных и методических документов и материалов, регламентирующих и обеспечивающих внедрение кредитной системы, адаптированной к условиям школы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ
- Экспертиза образовательной среды – всестороннее исследование системы с последующим заключением и рекомендациями.
- Тренинги, семинары, мастер-классы повышения профессиональ-ной квалификации педагогов.
- Семинары для родителей с целью их активного включения в систему профессионального ориентирования.
- Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии, позволяющие интенсифицировать общение, работу, преподавание предметов, обработку и поиск информации.
- Различные современные методики преподавания, по-зволяющие повысить интерес к изучаемым предметам.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание модели образовательной среды «Школа – Вуз», го-товящая школьников к дальнейшему обучению в вузах по кредитной системе обучения, позволяющая перенести позитивный опыт экспериментальной площадки в практику работы образовательных учреждений.
- Разработка нормативного комплекса организации образова-тельного процесса в средних образовательных заведениях по кредитной системе обучения.
- Создание учебно-методического комплекса для работы с уча-щимися по кредитной системе в школе и обучению педагогов ра-боте в режиме кредитной системы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление | Год эксперимента | ||
апрель 2007 – апрель 2008 | май 2008 – апрель 2009 | май 2009-апрель2010 | |
Деятельность по направлениям | |||
I. Подготовка педагогов к работе в условиях кредитной системы обучения с учетом адаптации к школьной ступени образования | 1. Изучение теоретического материала по кредитной системе обучения. 2. Формирование группы специалистов–консультантов. 3. Организация курсов по изучению теоретических вопросов по кредитной системе обучения, отбор материала по степени применимости в условиях школы. |
1. Проведение обучающих курсов для учителей школ-партнеров. 2. Консультирование учителей-экспериментаторов. |
|
II. Выработка технологии обучения навыкам самостоятельной работы учащихся, обеспечивающих их свободное вхождение в систему обучения на базе ВУЗа в условиях СРСП и СРС | 1. Изучение теоретического материала по организации самостоятельной работы учащихся. 2. Организация обучающих семинаров для учителей-экспериментаторов. 3. Отбор учителями-экспериментаторами материалов для СРУ и СРУП 4. Разработка консультативных семинаров для учащихся по организации самостоятельной работы. |
1. Проведение консультативных семинаров для учащихся по организации самостоятельной работы 2. Проведение учителями-экспериментаторами СРУ, СРУП. 3. Составление и корректировка силлабусов по учебным предметам |
1. Описание и публикация результатов по организации самостоятельной работы учащихся. |
III. Выработка организационно-управленческой модели реализации нелинейной системы обучения в условиях школы | 1. Выделение блока дисциплин, образующих компонент по выбору 2. Составление технологических карт дисциплин по выбору. 3. Составление индивидуальных планов учащихся, составляющих образовательную траекторию. 4. Формирование групп учащихся для изучения данных дисциплин 5. Составление расписания занятий. |
1.Создание первичной модели реализации нелинейной системы обучения в условиях школы 2. Апробация модели по реализации нелинейной системы обучения 3. Накопление и корректировка результатов |
1. Описание и публикация результатов работы по данному вопросу. |
IV. Разработка модели модульно-рейтинговой системы оценки деятельности педагога и учебных достижений учащихся, адаптированной к школе | 1. Изучение теоретического материала по данной теме. 2. Отбор критериев для оценки деятельности педагогов. 3. Составление анкет 4. Разработка листов оценки эффективности работы педагога. 5. Знакомство с 11-бальной системой оценки знаний. 6. Проецирование данной системы на 5-бальную систему, применяемую в средних общеобразовательных заведениях. |
1. Создание первичной модели модульно-рейтинговой системы оценки деятельности педагога и учебных достижений учащихся, адаптированной к школе. 2. Апробация модели. 3. Накопление и корректировка результатов. |
1. Описание и публикация результатов работы по организации. |
V. Разработка комплекса нормативных и методических документов и материалов, регламентирующих и обеспечивающих внедрение кредитной системы, адаптированной к условиям школы | 1. Теоретическое изучение вопросов организации УВП с точки зрения внедрения кредитной системы, адаптированной к условиям школы. 2. Адаптирование программы Офис регистратора к условиям школы. |
1. Проектная деятельность учителей-экспериментаторов и администрации по разработке способов преодоления каждой из выявленных проблем (разработка, внедрение, описание ожидаемых и реальных результатов). | 1. Описание и публикация результатов работы по созданию комплекса нормативных и методических документов и материалов, регламентирующих и обеспечивающих внедрение кредитной системы, адаптированной к условиям школы. |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Кол-во педагогов | Педагогический стаж | Образование | Квалификация | ||
Свыше 15 лет | Высшее | Высшая кв.к. | 1 кв. кат. | 2 кв. кат. | |
14 | 14 100 % |
14 100 % |
4 29% |
9 64% |
1 7% |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Сегодня школа это:
- свыше 30, соответствующих требованиям САНПиН, учебных кабинетов;
- 2 кабинета информатики;
- мультимедийный кабинет;
- интерактивный кабинет;
- 6 интерактивных досок;
- спортивный зал;
- библиотека;
- медицинский кабинет;
- доступ к Интернету.
СОСТАВ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ
№ | Ф.И.О. | Категория | Предмет экспериментальной работы |
1. | Ромашко Татьяна Викторовна | высшая | информатика |
2. | Айтмагамбетова Флюра Максутовна | высшая | русский язык и литература |
3. | Суетина Елена Алексеевна | первая | русский язык и литература |
4. | Унгарбекова Галлия Кенжетаевна | высшая | биология |
5. | Абдолова Нуржамал Булатовна | первая | география |
6. | Мергалиева Найля Хамзиевна | высшая | казахский язык |
7. | Медзыховская Марина Георгиевна | первая | английский язык |
8. | Коноплева Любовь Николаевна | первая | физика |
9. | Токжанова Светлана Сагиновна | вторая | казахская литература |
10. | Жумашева Гульбану Рахимовна | первая | казахская литература |
11. | Сапарова Балганым Кайраллиновна | первая | история |
12. | Искакова Сагира Искаковна | первая | химия |
13. | Жумабекова Гульнара Зайтуковна | первая | математика |
14. | Турганбаева Гульнара Максатовна | первая | математика |
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
СОШ №20 |
||
ЗКГУ им. Махамбета Утемисова |
ОИПКиППК ЗКО |
ЗКАТУ им. Жангир хана |