Портал 2. "Ресурсно-методический Центр социально-активных сельских школ"
Формирование социально-образовательных ресурсных центров на базе общественно активных сельских школ
Методические материалы инновационного портала «Социально активная сельская школа»
«Образование-это не подготовка к жизни; образование-это и есть жизнь». Джон Дьюи
Эта работа возникла на основе пятилетнего опыта использования модели общественно активных школ, которая была создана в Западно –Казахстанской области по инициативе ОИПК и ППК на основе опыта построения модели руководства образовательным учреждением директора .СОШ 19 г.Уральска, школа эта положила в основу своего развития модель общественно ориентированного образования еще в 2000г и достигла очень ощутимых результатов за сравнительно короткий срок
Общественно ориентированное образование-это образование на протяжении всей жизни.
Принципы ООО:
- Философия образования и подход к развитию сообщества;
- Возможность для местных жителей, школ, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем сообщества и школы;
- Предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей;
- Сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе;
- Включение демократических принципов и процедур во все аспекты образовательной культуры школы.
Цель ОАШ:
- Формирование культуры филантропии сообщества через интеграцию образовательных и социальных задач образования;
Ожидаемые результаты:
- В результате демократизации управления и формирования открытости сообществу участники эксперимента вырабатывают алгоритм становления школы как центра местного сообщества,что дает мощный стимул развития самой школе.
Концепция общественно активных школ-ОАШ
ОАШ-новый формат образовательного учреждения,характеризует современное движение, направленное на выход школы за рамки только образовательных услуг и на становлениеее как центра местного сообщества. Модель такой школы востребована как в странах с развитой экономикой так и с деп рессивной.
Движение ОАШ включает тысячи школ в боле чем 85 странах. Встранах СНГ зародилось в 90-е годы.В Казахстане модель получила грантовую поддержку Фонда „Открытое общество“ в работе 23 пилотных школ, более 300 школ приняли участие в тренингах по созданию модели.Такое динамичное развитие привело к созданию Ассоциации ОАШ в 2005 году,которая работает в основном в ЗКО.
На сегодня координацию работы школ ОАШ осуществляет инновационный портал ОИПКиППК.
Развитие школ именно по этой модели строят более 60 школ области,сеть ОАШ расширяется с каждым годом. Школы,первоначально апробировавшие модель, сами стали лабораторией инновационного развития: СОШ №3 г.Аксая Бурлинского р-на,. СОШ им Х.Есенжанова Теректинского р-на, гимназия Караобы Казталовского р-на и др.
Основа ОАШ: развитие инновационных процессов через открытость,демократизацию и партнерство. Направления работы впроекте:
1.Освоение навыков современного менеджмента руководителями сельских школ
2.Демократизация и развитие ОП школ-партнеров
3.Практика социального проетирования в учительской и ученической среде.
В 2005 году в портал вошли 32 школы из 9 районов области и 4 школы г Уральска, успешность развития ОАШ и результативность обучения, рост авторитета этих школ буквально за 1-2 года способствовали увеличению количества ОАШ: на сегодня портал “Социально активная сельская школа насчитывает более 60 школ во всех районах и 12 школ города
Модель социально активной школы
Партнерство + Добровольчество + Демократизация
обыкновенная школа, в которой упор делается на убежденность жителей сообщества и педколлектива в ценности привлечения общественности к любым делам школы |
|
|
|
|
Партнерство школы и окружающего сообщества
- Направляеет ресурсы школы на развитие сообщества
- Привлекает ресурсы сообщества к поддержке и развитию образования в школе
- Взращивает в сообществе традиции гражданской активности, благотворительности, добровольчества
|
|
Демократизация УВП в школе |
|
Добровольчество
- Добровольный выбор отражающий личные взгляды и позиции
- Активное участие граждан в жизни сообщества
- Улучшение качества жизни
- Способствует более сбалан сированному экономическому и социальному развитию села
|
|
Модель «Школа как центр местного сообщества»
Этапы формирования такой школы
- Создание инициативной группы
- Сбор информации по ОАШ, участие в семинарах портала
- Проведение эффективных собраний в коллективах школ
- Проектный цикл по переходу школы на модель ОАШ:
- маркетинг социальных нужд сообщества;
- маркетинг ожиданий школы от социума;
-определение фокус-групп и создание инициативных групп;
-определение карты партнерства школы и подписание договоров с партнерами;
-составление карты социальных нужд сообщества;
-годовой план-программа добровольческих акций.
-организация деятельности школы по проектам ИГв социуме
-мониторинг детельности ОАШ по улучшениюУВП и реализации соцнужд местного сообщества
-промежуточная оценка
-стратегическое планирование следующего этапа жизни школы
Этапы становления школ портала как ОАШ (общественно активная школа)
- Первым этапом работы по становлению движения общественно активных школ в области можно считать работу СОШ.№”19 г Уральска,которая с 2001 года начала апробировать и внедрять в систему сначала своей работы, а с 2003 года через серию семинаро познакомила и школы области со своими новациями в руководстве школой
- Второй этап - в 2004-05 годах опыт школы обобщался в области,затем в республике,с 2005 года школа стала базовой школой Казахской Академиии образования по менеджменту, а ОИПКиППК с 2005г начал работу портала “Социально активная сельская школа“
- 3-ий этап - открытие портала “Социально активная сельская школа“ при ОИПК и ППК.Работа с партнерскими школами
- 2005-2006 гг - обучающие семинары на базе ОИПК иППК по формированию ОАШ.Становление школ-лабораторий инновационного опыта в управленческой практике
- 2006-2007гг - семинары-практикумы на базе школ-лабораторий:
-СОШ-ГЭН г. Уральска
-СОШ№3 г.Аксая Бурлинского р-на
-СОШ им К.Мырзалиева Сырымского р-на
- 2008-2009 гг - становление ресурсных центров в районах области по внедрения инноваций в практику партнерских школ
Школа – социально-культурный центр микрорайона
|
В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. В ней ребенок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю свою жизнь. Главное чтобы образовательные и воспитательные процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережали его. |
|
Руководитель эксперимента-заведующая отдела менеджмента и мониторинга качества образования ОИПКиППК Акмурзина Р.К. - грантер ФСК по программам “Эффективная школа“, “Общественно активная школа“ |
|
|
Координаторы молодежной программы проекта:
Лукпанова Я. - руководитель пресс-центра, учитель ГЭН
Жумагалиева А. - координатор по НПО, директор СОШ №40 |
|
|
Координаторы программы партнерства школы:
Галиев Е. - гл. Спец.организац.отдела аппарата акима города
Темиргалиев М - учитель СОш№19 г.Уральск |
|
|
Координаторы программы добровольчества:
Каржауова А. - методист городского отдела образования
Хайранова К. - замдиректора СОШ №1 г.Уральска |
|
|
Координаторы программы демократизации УП:
Коспанова Р. - методист ОИПКиППК
Темирханова Г., Рысов З., Даутова А., - учителя СОШ №19 |
|
Система Работы Портала
- 2005 – 2006 гг на базе СОШ №19
- Обучающие семинары для координаторов программы.
- Обучающие семинары для школ-лабораторий.
- Обучающие семинары-практикумы для школ-лабораторий.
- Формирование сети партнерских школ, обучающие семинары для партнерских школ.
- Мониторинг результативности модели школ-лабораторий.
|
|
- 2007 – 2008 гг на базе ОИПКиППК
- Презентация опыта работы школ-лабораторий.
- Семинары для партнерских школ на их базе.
- Семинары для лидерских групп молодежных центров по формированию НПО на базе школ.
- Тиражирование успешного опыта.
- Выпуск методической литературы на основе обобщения опыта школ-ОАШ.
|
|