Четверг, 19.12.2024, 22:28

Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Наш опрос
Какие формы профессионального обучения наиболее эффективны:
Всего ответов: 171

Полезные ссылки

Статистика

Ваши данные
Узнай свой IP адрес

Портал 5. "Интеграция гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики в образовательное пространство школы"

Использование гуманистической тенденций вальдорфской педагогики в образовательном процессе современной школы

Материалы к занятиям заочного семинара - практикума для педагогов

Лекция 1. Вальдорфская педагогика в современном образовательном пространстве Казахстана: состояние, проблемы, перспективы.

     Уважаемые коллеги! "Известно всем, что заголовок - одна из авторских уловок". И потому вдумаемся в название. Почему сегодня идеи штайнеровской (вальдорфской) педагогики занимают сердца и умы казахстанских педагогов?
     Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них своё мировоззрение.
     Есть группы в детских садах и классы при школах в самых разных городах нашей республики, в которых педагоги используют элементы вальдорфской педагогики в практике обучения и воспитания. Но официально признанных Международной Ассоциацией вальдорфских школ только две: в Восточном Казахстане гимназия им. А.Гумбольдта (г. Усть - Каменогорск) и в Западном Казахстане школа - гимназия вальдорфской ориентации (г. Уральск). Случайно ли зарождаются вальдорфские инициативы?
     Как молния вспыхивает, где накопляется достаточное количество электричества, так и Учение спешит туда, где накопляется возможность. Каждая фаза учения отвечает на особую нужду человечества.
     Всё, что казахстанские педагоги сделали за 18 лет по адаптации штайнеровской системы обучения, можно сказать прошло под девизом:
     "Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!"
     Представить тему лекции образно нам поможет "Живая этика", созданная русскими философами начала 20 века, запечатлевшая многие идеи, представленные и в трудах Р.Штайнера, актуальные и для начала 21 века. Духовная революция, в отличие от социальных реформ, набирает свою энергетику медленно.
     Абай в 43 "Слове назидания" говорил: "Образность того или иного явления или предмета, прочность закрепления его в памяти находится в прямой зависимости от силы впечатления, произведённого этим предметом или явлением".
     Полагаю, что найдутся коллеги, которые скажут, что всё, связанное в педагогике с минувшим веком, устарело, что у нового времени - новые задачи. Деление на "старое" и "новое" в педагогике весьма условно. Прошлое и настоящее всегда сосуществуют в одном культурном пространстве, более того - одно порождает другое. Всё дело в тех приоритетах и оценках, которые преобладают в коллективном сознании.
     Вновь, как почти век назад, протянулась живая пульсирующая вена с Запада на Восток через Россию. И связующим источником этой энергетики вновь является и географическое положение и многослойность, и синтетичность культур, и полярность в характере народов, и, наконец, пребывание в едином духовном пространстве, которое наполнено идеями гуманизма. Символично, что Уральск расположен в месте, соединяющем Европу и Азию. Это город со славными просветительскими традициями. И даже если мы не достигнем в процессе лекции абсолютного понимания, - важно, что мы будем вместе думать.
Не поймите меня правильно,
Но подумайте со мной.
Е. Токорчук
     Итак, благодаря подвижничеству коллег - педагогов вальдорфских школ Финляндии и Германии, при поддержке РИПК СО, через постоянно действующие международные вальдорфские семинары многие десятки, а, возможно, уже и сотни педагогов преодолели порог делитантства и со знанием дела в той или иной степени используют штайнеровскую методику в своей практике. Отсюда понятен взаимный интерес коллег к проблемам друг друга. И в тоже время мы все понимаем, что они обусловлены и теми переменами, тенденциями, которые происходят в образовательном пространстве Казахстана и соседних государств.
     Мы все ощущаем, как не просто работать в эпоху перемен. Но "явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства". Именно стремление к совершенству явилось причиной преобразований в системе образования нашего государства.
     1. Преодолена функциональная бессистемность методических документов организации образовательного процесса в школах РК. Признаки системности (концептуальной базы, нормативных документов, учебно - методические материалы) были обозначены уже в Госстандарте 1996 года.
     В ГОСО 2002 года конкретизированы цели и задачи учебных предметов, базовый объём их содержания, требования к уровню подготовки учащихся. ГГОСО 2002 года не заменили ГОСО 1996 года, а дополнили их. Они предназначены в первую очередь для определения минимума обязательной подготовки каждого ученика независимо от того, в какого типа учебном заведении он обучается.
     Цели школьного образования представлены через общие установки на развитие личности учащихся, но не конкретизированы в виде описания ожидаемых результатов в ключе компетенций и навыков широкого спектра.
     Госстандарт для 12 - летней школы (начальные классы) (вводится с 01.09.2010 г.) уже устанавливает ожидаемые результаты в виде знаний, умений, навыков, компетенций как целей краткосрочного характера. Так движется наше отечественное образование к компетентностным ориентирам. А что по этому поводу мы можем почерпнуть из вальдорфской педагогики?
     Штайнеровские школы в мировом образовательном пространстве представляют личностно - ориентированную систему образования изначально. "Каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже сложившимся характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её".
     А потому "задача учителя - распознать особенности ученика и открыть перед ним путь". Способности, данные ребёнку природой, здесь доводятся до совершенства, до компетенции.
     Тому в арсенале штайнеровской педагогики имеется немало организационных предпосылок: " Сопровождение взросления ребёнка одним ответственным человеком - классным учителем. Он будет рядом со дня поступления ребёнка в школу до его 14 - летия. Сначала он обучает всем учебным дисциплинам, затем, по мере усложнения учебных программ, уступает часть предметов специалистам, оставаясь классным руководителем и предметником. Классный учитель возглавляет команду педагогов, работающих в его классе, отвечает за слаженность и продуманность её действий в отношении обучаемых. Но когда детям исполнится 14 лет (время становления собственного "Я" в подростках) классный учитель расстаётся с ними, дабы не мешать их дальнейшей социолизации. " Преподавание предметов эпохами по 2 - 3 - 4 недели, что позволяет за счёт погружения сформировать прочные навыки (и даже компетенции) по изучаемой теме. " Особая структура урока - эпохи: она состоит из трёх частей. Первая часть - ритмическая - пробуждает волю ребёнка; вторая часть - основная - обеспечивает интеллектуальное развитие; третья часть - рассказывание - помогает душевному становлению ребёнка.
     2. Госстандарт (2002 г.) жёстко регламентирует содержание образования (через программы и учебники), это позволяет получить знания, умения и навыки по аспектам отдельных учебных предметов, но их недостаточно для компетентного участия в жизни.
     В штайнеровской педагогике "изучение его (потока знаний) осуществляется не для ознакомления, но для приложения к жизни", и потому учебные дисциплины часто интегрируются в курсы (например, словесность : язык и литература), в эпохи (например, в 3 классе - эпоха бытоведения).
     3. Дошкольное образование пока ещё (возможно, в силу социальных причин) понимается узко, как подготовка к обучению в школе, а не как обязательный период личностного развития ребёнка, формирование у него общеучебных умений и навыков.
     Штайнеровские детские сады имеют богатейший методический опыт сохранения уникального периода жизни - детства.
     4. В современных ГОСО результаты школьного образования представлены в виде жёстких требований к уровням подготовки по каждому предмету и срокам их освоения. Это обстоятельство не позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения в соответствии с особенностями развития ребёнка и создаёт основу для "накапливающейся" неуспеваемости.
     "Учитель должен помнить, что каждый несёт свою поклажу. Нельзя уравнять всех. Нельзя требовать одной скорости и нужно ободрить каждого, умеющего нести". В вальдорфской педагогике важна свобода в определении года изучения предмета или отдельных его тем (например, на год раньше, чем по БУП, начинаются занятия "физикой удивления" и "химией удивления", что обусловлено возрастными особенностями психического развития); для выбора интегрированных курсов (например, в любом предмете начальной школы большая доля времени отводится на развитие речи, - это путь к разгрузке учебного времени, к творческому претворению речевых умений, навыков и компетентностей школьников).
     Если бы контроль со стороны государства за качеством обучения (в начальной школе) равнялся только ПГК (4 класс (или 2 и 4 классы по ГОСО 12 - летки), а не регулярным полугодовым и годовым контрольным срезы, то это позволило бы варьировать внутри ступени и учебного года порядок изучения тем (сообразно природе ребёнка, логике) и осуществить индивидуальный подход посредством построения индивидуальных учебных траекторий. Речь идёт о фундаментальных основах личностно - ориентированного обучения.
     5. Понимание качества образования как успеваемости и оценивания ЗУН по 5 - балльной системе не дают объективной оценки и реальной информации о результатах обучения, о прогрессе ученика.
     В вальдорфской педагогике вместо балла практикуются методические рекомендации (заключения, наставления) ученику по итогу письменной работы, заполнение карт достижений, характеристики учебных результатов, которые являются основой для составления индивидуальных траекторий развития. Здесь часты творческие отчёты по предметам не только эстетического цикла перед родителями и друзьями. Ученики также защищают собственные проекты. Причём в качестве аттестационной работы принимаются и спектакли по пьесам на различных языках, участие в олимпиадах, творческих конкурсах городского, областного масштабов (занятые места), участие в выставках и т.п.
     6. В организации процесса обучения акценты должны быть сменены с усвоения знаний, умений и навыков на развитие компетенций; в преподавании - с передачи учебной информации на проектирование и организацию самостоятельной деятельности учащихся для развития компетенций и достижения ожидаемых результатов.
     Самое страшное понятие в педагогике - это "прохождение" тем и предметов. "Самое страшное сказать: "Мы уже постигли. Сам учитель никогда не скажет эту разрушительную формулу. Мы знаем План и неустанно постигаем подробности".
     7. ГОСО ставит задачу подготовки нового поколения учителей, владеющих технологией отбора содержания образования, ориентированного на результат.
     Для штайнеровской педагогики нет более важной задачи, чем взращивание учителей, которые пришли работать в вальдорфскую школу по призванию. Мне не приходилось встречать несчастного и униженного человека среди тех учителей, которые пришли работать в вальдорфскую школу по призванию. Это люди, осознающие свою миссию и сохраняющие достоинство педагогической профессии в любых условиях. Они любят детей, любят своё дело, всегда находятся в поиске нового. Их жизнь интересна, содержательна.
     "Надо предпочесть того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создаёт завидную мощь. Не подражатель, но толкователь, но мощный каменщик новых руд."
     Когда учитель поймёт, что нет чудодейственных рецептов обучения и воспитания, а есть дети - очень разные, со своими симпатиями, интересами и пристрастиями, требующие огромного запаса, понимания, терпения и любви, - тогда он сможет и строить технологии обучения индивидуально и в группе, сможет утверждать единственно возможные методы сердца и стать истинным наставником молодёжи.
     Таким образом, мы видим, что вальдорфская педагогика не противоречит процессам, проходящим в современном образовательном пространстве Казахстана. Она построила свою философию на многовековой мудрости народных педагогик, и потому всегда будет актуальной там, где образование поворачивается лицом к личности ребёнка. Не "прижилось" это педагогическое течение только в Германии, когда там установился фашистский режим. Это направление образования чуждо и в тех государствах, где устанавливается тоталитарный режим власти, где нужны не личности, а "винтики". Современный Казахстан - государство строящееся, ему нужна творческая энергия личностей сограждан, значит, личностно - ориентированная вальдорфская педагогика здесь "придётся ко двору". Сегодня 150 государств мира имеют штайнеровские детские сады и школы.
     В учебниках по педагогике штайнеровская система определяется как педагогическое течение. Какое ёмкое, образное и удачное слово. Течение свойственно соку в растении, энергии, дарующей жизнь. Его ручейки проникают и в программу "Самопознания". Популярные сегодня арттерапевтические техники психологической поддержки детей и взрослых основываются на живительном воздействии на личность занятий искусствами, которым в вальдорфской педагогике уделяется огромное внимание и большое количество времени в учебном плане.
     Таким образом, любой, уважающий себя учёный может констатировать, что признаки процесса адаптации (приспособления ) вальдорфской педагогики к образовательному пространству Казахстана медленно, но верно трансформируются в отношения взаимодействия, при котором происходит взаимное приобретение свойств и качеств сторон.
     Свидетельством тому можно считать и целый ряд методических публикаций и авторских программ, совмещающих в себе государственный базовый и вальдорфские компоненты, разработанных в школе - научно - практической лаборатории при кафедре педагогики и психологии ЗКО ИПК и ППК (школе гимназии вальдорфской ориентации города Уральска).
     Творчество (педагогическое в том числе) - это всегда соединение земного сознания с веянием времени. Устремлённая ввысь мысль, сконцентрированная на определённом предмете, притягивает к себе соответствующую энергию. В результате рождается нечто качественно новое. Истинное творчество - это всегда духовный прорыв. И не случайно Н.К.Рерих неоднократно подчёркивал, что истинное творчество анонимно.
     Что создаём мы в процессе творческих преобразований: программы, личностные качества, предметы искусства?.. Вопрос риторический, потому что в результате мы всегда получаем себя же, но обновлёнными, свободными, способными к созиданию. Эти слова относятся к каждому из вас, уважаемые коллеги!

Страницы:   «   1   [2] 

Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по новостям

Информеры



Праздники Казахстана

Погода

GISMETEO: Погода по г. Уральск


Доски объявлений

Мультимедийный   кабинет - MERiTS Доски объявлений, объявления на 495RU.ru


Copyright ZKOIPK © 2007-2024 Сайт управляется системой uCoz