Портал 5. "Интеграция гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики в образовательное пространство школы"
Что такое вальдорфская педагогика? |
|||
По
всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее
время их около шестисот. Размах вальдорфского движения огромен. Опыт вальдорфского
движения показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам
самых разных народов. Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861 - 1925). Антропософия - от греческих слов «антропос» - человек и «софия» - мудрость. Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству. |
|||
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти
двадцатого столетия в Германии (1919 г.) в связи с возникшим в то время,
в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни
общества. Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы
«Вальдорф Астория». Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе
был устранён какой – либо отбор по социальному или материальному признаку. Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Её цель – развить природные способности каждого ребёнка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. |
|||
Вальдорфская школа предлагает ребёнку такой способ
познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчуждённость
от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему
вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Причина в том, что они нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность – отличительная особенность этих программ. Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведёт один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14 – 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребёнок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве сам решать, чему и как учить в данный момент ребёнка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт. |
|||
«Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи,
инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным
образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии
их собственных детей. В нашем быстро меняющемся нестабильном мире человек всё чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира |
|||
Характерные особенности вальдорфской школы: |
|
|
|
Метод преподавания Подача материала начинается с восприятия – увидеть, пережить, удивиться. Таким образом, приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребёнка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и к существам, которые имеют ещё руки и сердце. Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:
|
|
Мы любим не только школьные годы, но и разнообразную внешкольную работу |
|
Циклическая сущность программы |
|
Чтобы привести пример и показать циклическую сущность
общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада
до старшей школы, давайте возьмём геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмёрки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке «Рисования форм». Таким образом, первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Так же это слово может им не называться и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий, возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что проявляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов, в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. «Да, это мы уже делали», - говорят дети. «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!» Наша цель – вплести нити опыта в ткань жизни самого ребёнка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из – за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребёнка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребёнка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал даётся детям, но и то, как он даётся. |
|
Структура портала |
|
Научный руководитель портала – Колесова Л.Г., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОИПКиППК. Школа – научно – практическая лаборатория Школа – гимназия вальдорфской ориентации города Уральска. Заведующая лабораторией – Якущенко Н.И., директор ШГВО. |
|
Школы – временные коллективы исследователей
|
|
Партнёрские школы
|
Концепция портала |
Создание этого портала инициировано школой гимназией вальдорфской ориентации города
Уральска при поддержке кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК и РИПК
СО. Цель деятельности портала – экспериментальная апробация идей личностно – ориентированной парадигмы образования, адаптация гуманистической вальдорфской педагогики к образовательному пространству Казахстана на базе реально действующей общеобразовательной школы. Работа портала нацелена на выработку широкого набора технологических приёмов по формированию творческого начала у детей, коррекции учебных и психологических затруднений, организации развивающей и комфортной среды обучения, воспитания и развития. Особенно
актуален проект для внедрения в начальной школе, так как его реализация
в соответствии с программой эксперимента позволит решить целый комплекс
проблем преемственности дошкольной и школьной ступени воспитания и обучения,
начальной и основной школы в условиях перехода на 12 – летнее образование. |
Направления деятельности портала |
- Содействие становлению учителя новой формации через
участие в исследовательской деятельности портала на разных уровнях; - Введение гуманистических образовательных тенденций в практику работы учреждений образования через создание авторских, интегрированных с ГОСО, программ по учебным дисциплинам, факультативам, спецкурсам и системам воспитания; - Способствование доступности гуманистических образовательных тенденций в информационном и методическом плане через участие сотрудников школы – НПЛ в курсовых мероприятиях ОИПКиППК, банка ресурсного обеспечения по научно – методической деятельности портала, создание банка переводных (на казахский язык) материалов по вальдорфской педагогике и патронаж партнёрских (казахоязычных и смешанных по языку обучения) школ портала; - Продолжение работы школы – гимназии вальдорфской ориентации города Уральска в режиме саморазвития в образовательном пространстве Казахстана, как самостоятельной, уникальной, единственной в республике, сложившейся инновационной системы; - Разработка и внедрение проекта образовательной деятельности вальдорфского детского сада как нового структурного подразделения ШГВО города Уральска и как самостоятельного образовательного учреждения инновационного типа; Установление отношений сотрудничества со всеми вальдорфскими инициативами Казахстана. |
Школе-гимназии 10 лет. 1 сентября 1996 года она впервые распахнула свои гостеприимные двери. |
Школа – гимназия вальдорфской
ориентации города Уральска – школа – научно – практическая лаборатория
ОИПКиППК |
Из истории создания
Школа – гимназия вальдорфской ориентации с 1993года по 1995 год работала
в режиме ведомственного детского комплекса при АОГХ «Алау-газ», где проводилась
апробация методов, принципов вальдорфской образовательной системы; проводились
социологические исследования с работниками – потенциальными родителями,
на основе которых и складывалась модель будущей общеобразовательной школы.С 1996 – 97 учебного года ШГВО функционирует как государственное общеобразовательное учреждение с полным днём пребывания детей. С 1998 года ШГВО является членом международной Ассоциации в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии, с 2000 года членом правления с правом голоса. В 2001 году ШГВО становится базовой школой РИПКСО по адаптации вальдорфской педагогики к образовательному пространству Казахстана. |
В
2002 году устанавливаются отношения сотрудничества с вальдорфским образовательным
центром «Таммес» (Финляндия), заместитель руководителя этого центра Инкери
Пауле Ранто становится куратором ШГВО. С 2003 года ШГВО – базовая школа факультетов педагогики и психологии и естественно - географического ЗКГУ им М.Утемисова. С 2005 года ШГВО – школа – научно – практическая лаборатории при кафедре педагогики и психологии ОИПК и ППК, проводит исследование по проблеме «Реализация гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики». |
Портретная галерея лаборатории |
Якущенко Наталия Ивановна – основател школы, директор
ШГВО города Уральска, руководитель ШНПЛ. Создатель авторского технологического
предписания «Коллегия как форма организации методической службы и управления
в саморазвивающейся школе». Имеет авторские программы факультативного
курса «Рисование форм, 1 – 5 классы» и «Геометрия форм, 6 – 7 классы».
Выступала с докладами на городских, областных и республиканских семинарах
и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Учитель первой категории.
Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК
и ППК.
Колесова Людмила Геннадьевна – основатель школы, заместитель директора ШГВО по науке, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОИПКиППК. Имеет авторскую программу методического спецкурса «Подготовка педагогического коллектива к работе с одарёнными детьми» .Выступала с докладами на городских, областных, республиканских и международных семинарах, конференциях, форумах. Имеет ряд методических публикаций и книг. Учитель высшей категории. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Никифорова Татьяна Петровна – учитель русского языка и литературы высшей категории, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК, руководитель МО классных учителей школы, основатель и бессменный руководитель «Литературной гостиной», редактор рукописного школьного журнала «Родничок» и компьютерных приложений к нему. Серебряный призёр городского конкурса «Учитель года, 2002». Имеет авторский проект «Литературная гостиная», авторскую программу факультативного курса «Домашнее чтение, 1 – 5 класс». Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных, республиканских семинарах, конференциях. Имеет ряд методических публикаций и книг. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Губина Любовь Васильевна - заместитель директора школы по УВР, учитель начальных классов и русского языка и литературы первой категории. Имеет авторские методические предписания «Педагогическая коллегия как форма межкурсового методического совершенствования учителей». Призёр городского конкурса учителей русского языка и литературы. Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Дудина Людмила Ивановна – учитель начальных классов высшей категории, руководитель МО учителей начальных классов. Создала авторскую технологию «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников с учётом темперамента детей» Выступала с докладами и давала открытые уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Жубашева Бибигуль Есетовна – учитель казахского языка и литературы высшей категории. Написала авторскую программу «Оку орыс тiлiнде жeршлетшн мектептердiн 5 – сыныбында казак тiлi мен адебиетiн кiрiктiре окыту». Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях.Имеет ряд методических публикаций.Проучилась на международном вальдорфском семинаре.Внештатный лектор ОИПК и ППК. Жолбаева Жаннат Рахметулловна – учитель живописи, черчения, руководитель изостудии, заместитель директора школы по ВР. Написала аторскую программу «Уроки живописи и лепки в 1 – 5 классах».Выступала с докладами и давала уроки и практические занятия для слушателей городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Стрелина Юлия Геннадьевна – учитель технологии,экономики, рукоделия и ремёсел. Написала авторскую программу «Уроки рукоделия и ремёсел в начальной школе» с полным методическим приложением для учителя. Провела авторский трёхдневный семинар для завучей по начальным классам. Бронзовый призёр городского конкурса «Учитель года - 2006». Выступала с докладами, готовила выставки детских работ, давала у3роки и проводила практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Прутова Инна Григорьевна - учитель музыки, руководитель МО учителей эстетических дисциплин. Соавтор авторской программы «Система музыкального воспитания младших школьников на основе вальдорфской педагогики». Все её ученики играют на флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные выступления учеников, проводила уроки и практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Андреева Алевтина Сергеевна – учитель английского языка высшей категории. Является бессменным руководителем английского театра школа, который на протяжении восьми лет неизменно становится победителем смотров – конкурсов и фестивалей мини – театров. Является автором технологического предписания «Английский театр как форма создания языковой среды». Выступала с докладами, творческими отчётами, давала уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Кожевникова Елена Львовна – учитель английского языка первой категории, руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин. Разработала и написала технологические предписания «Раннее (с 1 класса) обучение английскому языку». Выступала с докладами, давала уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Алтунина Тамара Дмитриевна – учитель музыки первой категории. Соавтор авторской программы «Система музыкального воспитания в начальных классах с элементами вальдорфской педагогики». Все её ученики играют на флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные выступления учеников. проводила уроки и практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК. Абельцева Наталья Владимировна - учитель истории. Создаёт авторскую программу с методическим приложением для учителя по эпохам всемирной истории (Древняя Греция) и истории Казахстана. Выступала с докладами, проводила уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Филаретова Елена Григорьевна - учитель ритмики и танцев первой категории. Написала авторскую программу «Уроки ритмики в 1 – 7 классах». Готовила концертные выступления учащихся, проводила уроки и практикумы для слушателей городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Быкова Елена Николаевна - учитель начальных классов. Бронзовый призёр профессионального городского конкурса учителей начальной школы 2006 года. Разрабатывает технологические предписания «Обучение математике в начальной школе с опорой на закономерности душевного развития ребёнка». Проводила уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Ермакова Валентина Степановна – школьная медсестра. Работает над проблемой «Создание здоровьесберегающей среды в школе полного дня», готовит к изданию технологические предписания для педагогов и медицинских работников школ. |
Множатся наши ряды |
Знакомство с вальдорфской педагогикой у коллег происходит
по-разному: что – читали, участвовали в работе семинара или конференции,
были на практикуме в ШГВО во время курсовой работы при ОИПКиППК, слышали
об этом направлении на обзорных лекциях по технологиям обучения… Если появилось желание грамотно применять элементы вальдорфской образовательной системы в практике своей работы, тогда есть возможность пройти стажировку при ШГВО. Коллеги дадут основы философских, психологических и методических знаний и умений; помогут составить календарное и поурочное планирование, научат практике ремесла и искусств. Так, летом 2005 года шесть педагогов получили от ОИПКиППК и от школы – гимназии вальдорфской ориентации путёвки на осуществление экспериментальной работы в области вальдорфской педагогики. |
Ловицкая
Елена Владимировна, учитель начальных классов СОШ №1 п.Фёдоровка; Аброшина Галина Алексеевна и Надешкина Любовь Викторовна, учителя начальных классов Фурмановской СОШ; Черноусова Елена Георгиевна, учитель начальных классов областного детского комплекса «Жас даурен»; Бажина Елена Николаевна и Купцова Ирина Петровна, учителя начальных классов, прибывшие по распределению после института в ШГВО. |