Портал 5. "Интеграция гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики в образовательное пространство школы"
Что такое вальдорфская педагогика?
По
всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее
время их около шестисот. Размах вальдорфского движения огромен. Опыт вальдорфского
движения показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам
самых разных народов.
Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной
науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером
(1861 - 1925). Антропософия - от греческих слов «антропос» - человек и «софия» - мудрость.
Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить
ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству.
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти
двадцатого столетия в Германии (1919 г.) в связи с возникшим в то время,
в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни
общества. Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы
«Вальдорф Астория». Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе
был устранён какой – либо отбор по социальному или материальному признаку.
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к
детству. Её цель – развить природные способности каждого ребёнка и укрепить
веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.
Вальдорфская школа предлагает ребёнку такой способ
познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчуждённость
от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему
вокруг него.
Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные
потребности каждого ученика. Причина в том, что они нацелены более на
развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний.
Широта подхода и междисциплинарность – отличительная особенность этих
программ.
Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности
и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведёт
один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный
руководитель. В 14 – 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего
классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного
периода своего детства и юности ребёнок находится под наблюдением одного
и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного.
Педагог в праве сам решать, чему и как учить в данный момент ребёнка с
тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего.
При этом и педагог получает возможность наилучшим образом использовать
свой профессиональный опыт.
«Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи,
инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным
образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии
их собственных детей.
В нашем быстро меняющемся нестабильном мире человек всё чаще должен проявлять
инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали
себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с
трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих
отношениях они могут считать себя гражданами мира
Характерные особенности вальдорфской школы:
Первые восемь лет обучения все предметы одинаково
важны для ребёнка. Определённые занятия, которые в обычных школах считаются
второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: музыка, искусство,
садоводство, иностранные языки и т.д. В младшей школе предметы вводятся
постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на
эту среду, чем на сухие лекции и зубрёжку. Все дети учатся игре на флейте
и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая
опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку
начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни – с самых
простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию,
ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами, валяют шерсть.
На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремёслами
и технологиями. Постепенно ремесло превращается свободное художественное
творчество. Дети изучают новый вид искусства движения – эвритмию.
В конце каждой учебной четверти устраивается творческий отчёт для родителей
и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают
стихи (в том числе и на всех изучаемых языках), поют, играют на флейтах.
Некоторые классы готовят небольшие спектакли, оперы.
В вестибюле, в актовом зале, в классах устраивают выставку самых красивых
тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек,
ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились
делать в прошедшей четверти.
Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь
(альбом для иллюстрированных конспектов), которая становится их рабочей
книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой
опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение
к работе по основным урокам.
Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. Часто отметка
заменяется детальным методическим наставлением рекомендательного характера
или похвалой за достигнутые конкретные результаты. В конце каждого полугодия
(учебного года) учитель пишет подробный детальный отчёт – характеристику
на каждого ученика, прогнозируя его индивидуальную образовательную траекторию.
Метод преподавания Подача материала начинается с восприятия –
увидеть, пережить, удивиться.
Таким образом, приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются
выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком
процессе, который находится в гармонии с природой ребёнка и отвечает его
нуждам. Ученики вальдорфских школ
обучаются в согласии с их собственными духовными
силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным
развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют
воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным
только мыслить, но и к существам, которые имеют ещё руки и сердце.
Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:
самодисциплины;
свободного, независимого, аналитического и критического мышления;
благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.
Мы любим не только школьные годы, но и разнообразную внешкольную работу
Циклическая сущность программы
Чтобы привести пример и показать циклическую сущность
общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада
до старшей школы, давайте возьмём геометрию.
В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью
своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмёрки, квадрата,
треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение,
переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке
«Рисования форм». Таким образом, первые четыре года разными способами
они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется.
Так же это слово может им не называться и в пятом классе, когда они обнаруживают
великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на
бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий, возникают
цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что проявляется
из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью
циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые
геометрические закономерности.
В конце концов, в старшей школе приходит академический подход к предмету,
называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. «Да,
это мы уже делали», - говорят дети. «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный
треугольник. Это легко!» Наша цель – вплести нити опыта в ткань жизни самого ребёнка. И тогда доказательства
становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает
успешно из – за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста
ребёнка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребёнка
отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал
даётся детям, но и то, как он даётся.
Структура портала
Научный руководитель портала –
Колесова Л.Г., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики
и психологии ОИПКиППК. Школа – научно – практическая лаборатория
Школа – гимназия вальдорфской ориентации города Уральска. Заведующая лабораторией – Якущенко Н.И., директор ШГВО.
Школы – временные коллективы исследователей
Областной детский комплекс «Жас даурен»;
Фурмановская СОШ Зелёновского района;
Фёдоровская СОШ №1 Теректинского района.
Партнёрские школы
СОШ №3 города Аксая Бурлинского района;
Пятимарская СОШ Жангалинского района;
Айдарханская СОШ Жангалинского района;
Батуринская СОШ Зелёновского района;
Первосоветская СОШ Зелёновского района;
Ростошинская СОШ Зелёновского района;
Цыгановская СОШ Зелёновского района;
Январцевская СОШ Зелёновского района;
Чаповская СОШ Зелёновского Района;
СОШ им. Молдашева Казталовского района;
Калдыгайтинская СОШ Каратобинского района;
Подстёпновская СОШ №1 Теректинского района;
Подстёпновская СОШ №2 Теректинского района;
Аксуатская СОШ Теректинского района;
Джаныбекская СОШ №1 Джаныбекского района;
Джаныбекская СОШ №2 Джаныбекского района;
Ассоциация сельских инновационных школ области.
Концепция портала
Создание этого портала инициировано школой гимназией вальдорфской ориентации города
Уральска при поддержке кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК и РИПК
СО. Цель деятельности портала – экспериментальная апробация идей личностно
– ориентированной парадигмы образования, адаптация гуманистической вальдорфской
педагогики к образовательному пространству Казахстана на базе реально
действующей общеобразовательной школы.
Работа портала нацелена на выработку широкого набора технологических приёмов
по формированию творческого начала у детей, коррекции учебных и психологических
затруднений, организации развивающей и комфортной среды обучения, воспитания
и развития.
Особенно
актуален проект для внедрения в начальной школе, так как его реализация
в соответствии с программой эксперимента позволит решить целый комплекс
проблем преемственности дошкольной и школьной ступени воспитания и обучения,
начальной и основной школы в условиях перехода на 12 – летнее образование.
Направления деятельности портала
- Содействие становлению учителя новой формации через
участие в исследовательской деятельности портала на разных уровнях;
- Введение гуманистических образовательных тенденций в практику работы
учреждений образования через создание авторских, интегрированных с ГОСО,
программ по учебным дисциплинам, факультативам, спецкурсам и системам
воспитания;
- Способствование доступности гуманистических образовательных тенденций
в информационном и методическом плане через участие сотрудников школы
– НПЛ в курсовых мероприятиях ОИПКиППК, банка ресурсного обеспечения по
научно – методической деятельности портала, создание банка переводных
(на казахский язык) материалов по вальдорфской педагогике и патронаж партнёрских
(казахоязычных и смешанных по языку обучения) школ портала;
- Продолжение работы школы – гимназии вальдорфской ориентации города Уральска
в режиме саморазвития в образовательном пространстве Казахстана, как самостоятельной,
уникальной, единственной в республике, сложившейся инновационной системы;
- Разработка и внедрение проекта образовательной деятельности вальдорфского
детского сада как нового структурного подразделения ШГВО города Уральска
и как самостоятельного образовательного учреждения инновационного типа;
Установление отношений сотрудничества со всеми вальдорфскими инициативами
Казахстана.
Школе-гимназии 10 лет.
1 сентября 1996 года она впервые распахнула свои гостеприимные двери.
Школа – гимназия вальдорфской
ориентации города Уральска – школа – научно – практическая лаборатория
ОИПКиППК
Из истории создания
Школа – гимназия вальдорфской ориентации с 1993года по 1995 год работала
в режиме ведомственного детского комплекса при АОГХ «Алау-газ», где проводилась
апробация методов, принципов вальдорфской образовательной системы; проводились
социологические исследования с работниками – потенциальными родителями,
на основе которых и складывалась модель будущей общеобразовательной школы.
С 1996 – 97 учебного года ШГВО функционирует как государственное общеобразовательное
учреждение с полным днём пребывания детей.
С 1998 года ШГВО является членом международной Ассоциации в поддержку штайнеровской
педагогики в странах Европы и Азии, с 2000 года членом правления с правом
голоса.
В 2001 году ШГВО становится базовой школой РИПКСО по адаптации вальдорфской
педагогики к образовательному пространству Казахстана.
В
2002 году устанавливаются отношения сотрудничества с вальдорфским образовательным
центром «Таммес» (Финляндия), заместитель руководителя этого центра Инкери
Пауле Ранто становится куратором ШГВО.
С 2003 года ШГВО – базовая школа факультетов педагогики и психологии и
естественно - географического ЗКГУ им М.Утемисова.
С 2005 года ШГВО – школа – научно – практическая лаборатории при кафедре
педагогики и психологии ОИПК и ППК, проводит исследование по проблеме
«Реализация гуманистических образовательных тенденций на основе элементов
вальдорфской педагогики».
Портретная галерея лаборатории
Якущенко Наталия Ивановна – основател школы, директор
ШГВО города Уральска, руководитель ШНПЛ. Создатель авторского технологического
предписания «Коллегия как форма организации методической службы и управления
в саморазвивающейся школе». Имеет авторские программы факультативного
курса «Рисование форм, 1 – 5 классы» и «Геометрия форм, 6 – 7 классы».
Выступала с докладами на городских, областных и республиканских семинарах
и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Учитель первой категории.
Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК
и ППК.
Колесова Людмила Геннадьевна – основатель школы, заместитель
директора ШГВО по науке, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой
педагогики и психологии ОИПКиППК. Имеет авторскую программу методического
спецкурса «Подготовка педагогического коллектива к работе с одарёнными
детьми» .Выступала с докладами на городских, областных, республиканских
и международных семинарах, конференциях, форумах. Имеет ряд методических
публикаций и книг. Учитель высшей категории. Проучилась на международном
вальдорфском семинаре.
Никифорова Татьяна Петровна – учитель русского языка
и литературы высшей категории, старший преподаватель кафедры педагогики
и психологии ОИПКиППК, руководитель МО классных учителей школы, основатель
и бессменный руководитель «Литературной гостиной», редактор рукописного
школьного журнала «Родничок» и компьютерных приложений к нему. Серебряный
призёр городского конкурса «Учитель года, 2002». Имеет авторский проект
«Литературная гостиная», авторскую программу факультативного курса «Домашнее
чтение, 1 – 5 класс». Выступала с докладами и давала уроки на городских,
областных, республиканских семинарах, конференциях. Имеет ряд методических
публикаций и книг. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.
Губина Любовь Васильевна - заместитель директора школы
по УВР, учитель начальных классов и русского языка и литературы первой
категории. Имеет авторские методические предписания «Педагогическая коллегия
как форма межкурсового методического совершенствования учителей». Призёр
городского конкурса учителей русского языка и литературы. Выступала с
докладами и давала уроки на городских, областных и республиканских семинарах
и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном
вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.
Дудина Людмила Ивановна – учитель начальных классов высшей
категории, руководитель МО учителей начальных классов. Создала авторскую
технологию «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании
младших школьников с учётом темперамента детей» Выступала с докладами
и давала открытые уроки на городских, областных и республиканских семинарах
и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном
вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.
Жубашева Бибигуль Есетовна – учитель казахского языка
и литературы высшей категории. Написала авторскую программу «Оку орыс
тiлiнде жeршлетшн мектептердiн 5 – сыныбында казак тiлi мен адебиетiн
кiрiктiре окыту». Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных
и республиканских семинарах и конференциях.Имеет ряд методических публикаций.Проучилась
на международном вальдорфском семинаре.Внештатный лектор ОИПК и ППК.
Жолбаева Жаннат Рахметулловна – учитель живописи, черчения,
руководитель изостудии, заместитель директора школы по ВР. Написала аторскую
программу «Уроки живописи и лепки в 1 – 5 классах».Выступала с докладами
и давала уроки и практические занятия для слушателей городских, областных
и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций.
Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК
и ППК.
Стрелина Юлия Геннадьевна – учитель технологии,экономики,
рукоделия и ремёсел. Написала авторскую программу «Уроки рукоделия и ремёсел
в начальной школе» с полным методическим приложением для учителя. Провела
авторский трёхдневный семинар для завучей по начальным классам. Бронзовый
призёр городского конкурса «Учитель года - 2006». Выступала с докладами,
готовила выставки детских работ, давала у3роки и проводила практические
занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров
и конференций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный
лектор ОИПК и ППК.
Прутова Инна Григорьевна - учитель музыки, руководитель
МО учителей эстетических дисциплин. Соавтор авторской программы «Система
музыкального воспитания младших школьников на основе вальдорфской педагогики».
Все её ученики играют на флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные
выступления учеников, проводила уроки и практические занятия для участников
городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет
ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском
семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.
Андреева Алевтина Сергеевна – учитель английского языка
высшей категории. Является бессменным руководителем английского театра
школа, который на протяжении восьми лет неизменно становится победителем
смотров – конкурсов и фестивалей мини – театров. Является автором технологического
предписания «Английский театр как форма создания языковой среды». Выступала
с докладами, творческими отчётами, давала уроки для участников городских,
областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических
публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.
Кожевникова Елена Львовна – учитель английского языка
первой категории, руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин. Разработала
и написала технологические предписания «Раннее (с 1 класса) обучение английскому
языку». Выступала с докладами, давала уроки для участников городских,
областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических
публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.
Алтунина Тамара Дмитриевна – учитель музыки первой категории.
Соавтор авторской программы «Система музыкального воспитания в начальных
классах с элементами вальдорфской педагогики». Все её ученики играют на
флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные выступления учеников.
проводила уроки и практические занятия для участников городских, областных
и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций.
Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК
и ППК.
Абельцева Наталья Владимировна - учитель истории. Создаёт
авторскую программу с методическим приложением для учителя по эпохам всемирной
истории (Древняя Греция) и истории Казахстана. Выступала с докладами,
проводила уроки для участников городских, областных и республиканских
семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась
на международном вальдорфском семинаре.
Филаретова Елена Григорьевна - учитель ритмики и танцев
первой категории. Написала авторскую программу «Уроки ритмики в 1 – 7
классах». Готовила концертные выступления учащихся, проводила уроки и
практикумы для слушателей городских, областных и республиканских семинаров
и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном
вальдорфском семинаре.
Быкова Елена Николаевна - учитель начальных классов.
Бронзовый призёр профессионального городского конкурса учителей начальной
школы 2006 года. Разрабатывает технологические предписания «Обучение математике
в начальной школе с опорой на закономерности душевного развития ребёнка».
Проводила уроки на городских, областных и республиканских семинарах и
конференциях. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.
Ермакова Валентина Степановна – школьная медсестра. Работает
над проблемой «Создание здоровьесберегающей среды в школе полного дня»,
готовит к изданию технологические предписания для педагогов и медицинских
работников школ.
Множатся наши ряды
Знакомство с вальдорфской педагогикой у коллег происходит
по-разному: что – читали, участвовали в работе семинара или конференции,
были на практикуме в ШГВО во время курсовой работы при ОИПКиППК, слышали
об этом направлении на обзорных лекциях по технологиям обучения…
Если появилось желание грамотно применять элементы вальдорфской образовательной
системы в практике своей работы, тогда есть возможность пройти стажировку
при ШГВО.
Коллеги дадут основы философских, психологических и методических знаний
и умений; помогут составить календарное и поурочное планирование, научат
практике ремесла и искусств.
Так, летом 2005 года шесть педагогов получили от ОИПКиППК и от школы –
гимназии вальдорфской ориентации путёвки на осуществление экспериментальной
работы в области вальдорфской педагогики.
Ловицкая
Елена Владимировна, учитель начальных классов СОШ №1 п.Фёдоровка;
Аброшина Галина Алексеевна и Надешкина Любовь Викторовна, учителя начальных
классов Фурмановской СОШ;
Черноусова Елена Георгиевна, учитель начальных классов областного детского
комплекса «Жас даурен»;
Бажина Елена Николаевна и Купцова Ирина Петровна, учителя начальных классов,
прибывшие по распределению после института в ШГВО.