Среда, 18.12.2024, 20:02

Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Наш опрос
ЛУЧШИЙ РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ ПРИ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ (смотите на страницах Форума)
Всего ответов: 155

Полезные ссылки

Статистика

Ваши данные
Узнай свой IP адрес

Портал 5. "Интеграция гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики в образовательное пространство школы"




Что такое вальдорфская педагогика?
По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их около шестисот. Размах вальдорфского движения огромен. Опыт вальдорфского движения показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов.
Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861 - 1925).
Антропософия - от греческих слов «антропос» - человек и «софия» - мудрость. Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству.
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти двадцатого столетия в Германии (1919 г.) в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества. Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория». Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранён какой – либо отбор по социальному или материальному признаку.
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Её цель – развить природные способности каждого ребёнка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.
Вальдорфская школа предлагает ребёнку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчуждённость от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.
Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Причина в том, что они нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность – отличительная особенность этих программ.
Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведёт один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14 – 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребёнок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве сам решать, чему и как учить в данный момент ребёнка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.
«Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей.
В нашем быстро меняющемся нестабильном мире человек всё чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира


Характерные особенности вальдорфской школы:
  • Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребёнка. Определённые занятия, которые в обычных школах считаются второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: музыка, искусство, садоводство, иностранные языки и т.д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрёжку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни – с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами, валяют шерсть. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремёслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения – эвритмию.
  • В конце каждой учебной четверти устраивается творческий отчёт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе и на всех изучаемых языках), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли, оперы.
  • В вестибюле, в актовом зале, в классах устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь (альбом для иллюстрированных конспектов), которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. Часто отметка заменяется детальным методическим наставлением рекомендательного характера или похвалой за достигнутые конкретные результаты. В конце каждого полугодия (учебного года) учитель пишет подробный детальный отчёт – характеристику на каждого ученика, прогнозируя его индивидуальную образовательную траекторию.
Метод преподавания
Подача материала начинается с восприятия – увидеть, пережить, удивиться. Таким образом, приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребёнка и отвечает его нуждам.
Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.
Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и к существам, которые имеют ещё руки и сердце.
Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:
  • самодисциплины;
  • свободного, независимого, аналитического и критического мышления;
  • благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.
Мы любим не только школьные годы, но и разнообразную внешкольную работу
Циклическая сущность программы
Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмём геометрию.
В первом классе
дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмёрки, квадрата,
треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке «Рисования форм». Таким образом, первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется.
Так же это слово может им не называться и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий, возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что проявляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии.
В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности.
В конце концов, в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. «Да, это мы уже делали», - говорят дети. «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!»
Наша цель – вплести нити опыта в ткань жизни самого ребёнка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из – за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребёнка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребёнка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал даётся детям, но и то, как он даётся.
Структура портала
Научный руководитель портала
Колесова Л.Г., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОИПКиППК.
Школа – научно – практическая лаборатория
Школа – гимназия вальдорфской ориентации города Уральска.
Заведующая лабораторией – Якущенко Н.И., директор ШГВО.
Школы – временные коллективы исследователей
  • Областной детский комплекс «Жас даурен»;
  • Фурмановская СОШ Зелёновского района;
  • Фёдоровская СОШ №1 Теректинского района.
Партнёрские школы
  • СОШ №3 города Аксая Бурлинского района;
  • Пятимарская СОШ Жангалинского района;
  • Айдарханская СОШ Жангалинского района;
  • Батуринская СОШ Зелёновского района;
  • Первосоветская СОШ Зелёновского района;
  • Ростошинская СОШ Зелёновского района;
  • Цыгановская СОШ Зелёновского района;
  • Январцевская СОШ Зелёновского района;
  • Чаповская СОШ Зелёновского Района;
  • СОШ им. Молдашева Казталовского района;
  • Калдыгайтинская СОШ Каратобинского района;
  • Подстёпновская СОШ №1 Теректинского района;
  • Подстёпновская СОШ №2 Теректинского района;
  • Аксуатская СОШ Теректинского района;
  • Джаныбекская СОШ №1 Джаныбекского района;
  • Джаныбекская СОШ №2 Джаныбекского района;
  • Ассоциация сельских инновационных школ области.

Концепция портала
Создание этого портала инициировано школой гимназией вальдорфской ориентации города Уральска при поддержке кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК и РИПК СО.
Цель деятельности портала – экспериментальная апробация идей личностно – ориентированной парадигмы образования, адаптация гуманистической вальдорфской педагогики к образовательному пространству Казахстана на базе реально действующей общеобразовательной школы.
Работа портала нацелена на выработку широкого набора технологических приёмов по формированию творческого начала у детей, коррекции учебных и психологических затруднений, организации развивающей и комфортной среды обучения, воспитания и развития.


Особенно актуален проект для внедрения в начальной школе, так как его реализация в соответствии с программой эксперимента позволит решить целый комплекс проблем преемственности дошкольной и школьной ступени воспитания и обучения, начальной и основной школы в условиях перехода на 12 – летнее образование.
Направления деятельности портала
- Содействие становлению учителя новой формации через участие в исследовательской деятельности портала на разных уровнях;
- Введение гуманистических образовательных тенденций в практику работы учреждений образования через создание авторских, интегрированных с ГОСО, программ по учебным дисциплинам, факультативам, спецкурсам и системам воспитания;
- Способствование доступности гуманистических образовательных тенденций в информационном и методическом плане через участие сотрудников школы – НПЛ в курсовых мероприятиях ОИПКиППК, банка ресурсного обеспечения по научно – методической деятельности портала, создание банка переводных (на казахский язык) материалов по вальдорфской педагогике и патронаж партнёрских (казахоязычных и смешанных по языку обучения) школ портала;
- Продолжение работы школы – гимназии вальдорфской ориентации города Уральска в режиме саморазвития в образовательном пространстве Казахстана, как самостоятельной, уникальной, единственной в республике, сложившейся инновационной системы;
- Разработка и внедрение проекта образовательной деятельности вальдорфского детского сада как нового структурного подразделения ШГВО города Уральска и как самостоятельного образовательного учреждения инновационного типа;
Установление отношений сотрудничества со всеми вальдорфскими инициативами Казахстана.
Школе-гимназии 10 лет.
1 сентября 1996 года она впервые распахнула свои гостеприимные двери.


Школа – гимназия вальдорфской ориентации города Уральска – школа – научно – практическая лаборатория ОИПКиППК
Из истории создания
Школа – гимназия вальдорфской ориентации с 1993года по 1995 год работала в режиме ведомственного детского комплекса при АОГХ «Алау-газ», где проводилась апробация методов, принципов вальдорфской образовательной системы; проводились социологические исследования с работниками – потенциальными родителями, на основе которых и складывалась модель будущей общеобразовательной школы.
С 1996 – 97 учебного года ШГВО функционирует как государственное общеобразовательное учреждение с полным днём пребывания детей.
С 1998 года ШГВО является членом международной Ассоциации в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии, с 2000 года членом правления с правом голоса.
В 2001 году ШГВО становится базовой школой РИПКСО по адаптации вальдорфской педагогики к образовательному пространству Казахстана.
В 2002 году устанавливаются отношения сотрудничества с вальдорфским образовательным центром «Таммес» (Финляндия), заместитель руководителя этого центра Инкери Пауле Ранто становится куратором ШГВО.
С 2003 года ШГВО – базовая школа факультетов педагогики и психологии и естественно - географического ЗКГУ им М.Утемисова.
С 2005 года ШГВО – школа – научно – практическая лаборатории при кафедре педагогики и психологии ОИПК и ППК, проводит исследование по проблеме «Реализация гуманистических образовательных тенденций на основе элементов вальдорфской педагогики».
Портретная галерея лаборатории
Якущенко Наталия Ивановна – основател школы, директор ШГВО города Уральска, руководитель ШНПЛ. Создатель авторского технологического предписания «Коллегия как форма организации методической службы и управления в саморазвивающейся школе». Имеет авторские программы факультативного курса «Рисование форм, 1 – 5 классы» и «Геометрия форм, 6 – 7 классы». Выступала с докладами на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Учитель первой категории. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Колесова Людмила Геннадьевна – основатель школы, заместитель директора ШГВО по науке, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОИПКиППК. Имеет авторскую программу методического спецкурса «Подготовка педагогического коллектива к работе с одарёнными детьми» .Выступала с докладами на городских, областных, республиканских и международных семинарах, конференциях, форумах. Имеет ряд методических публикаций и книг. Учитель высшей категории. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Никифорова Татьяна Петровна – учитель русского языка и литературы высшей категории, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ОИПКиППК, руководитель МО классных учителей школы, основатель и бессменный руководитель «Литературной гостиной», редактор рукописного школьного журнала «Родничок» и компьютерных приложений к нему. Серебряный призёр городского конкурса «Учитель года, 2002». Имеет авторский проект «Литературная гостиная», авторскую программу факультативного курса «Домашнее чтение, 1 – 5 класс». Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных, республиканских семинарах, конференциях. Имеет ряд методических публикаций и книг. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Губина Любовь Васильевна - заместитель директора школы по УВР, учитель начальных классов и русского языка и литературы первой категории. Имеет авторские методические предписания «Педагогическая коллегия как форма межкурсового методического совершенствования учителей». Призёр городского конкурса учителей русского языка и литературы. Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Дудина Людмила Ивановна – учитель начальных классов высшей категории, руководитель МО учителей начальных классов. Создала авторскую технологию «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников с учётом темперамента детей» Выступала с докладами и давала открытые уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Жубашева Бибигуль Есетовна – учитель казахского языка и литературы высшей категории. Написала авторскую программу «Оку орыс тiлiнде жeршлетшн мектептердiн 5 – сыныбында казак тiлi мен адебиетiн кiрiктiре окыту». Выступала с докладами и давала уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях.Имеет ряд методических публикаций.Проучилась на международном вальдорфском семинаре.Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Жолбаева Жаннат Рахметулловна – учитель живописи, черчения, руководитель изостудии, заместитель директора школы по ВР. Написала аторскую программу «Уроки живописи и лепки в 1 – 5 классах».Выступала с докладами и давала уроки и практические занятия для слушателей городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Стрелина Юлия Геннадьевна – учитель технологии,экономики, рукоделия и ремёсел. Написала авторскую программу «Уроки рукоделия и ремёсел в начальной школе» с полным методическим приложением для учителя. Провела авторский трёхдневный семинар для завучей по начальным классам. Бронзовый призёр городского конкурса «Учитель года - 2006». Выступала с докладами, готовила выставки детских работ, давала у3роки и проводила практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Прутова Инна Григорьевна - учитель музыки, руководитель МО учителей эстетических дисциплин. Соавтор авторской программы «Система музыкального воспитания младших школьников на основе вальдорфской педагогики». Все её ученики играют на флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные выступления учеников, проводила уроки и практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Андреева Алевтина Сергеевна – учитель английского языка высшей категории. Является бессменным руководителем английского театра школа, который на протяжении восьми лет неизменно становится победителем смотров – конкурсов и фестивалей мини – театров. Является автором технологического предписания «Английский театр как форма создания языковой среды». Выступала с докладами, творческими отчётами, давала уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Кожевникова Елена Львовна – учитель английского языка первой категории, руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин. Разработала и написала технологические предписания «Раннее (с 1 класса) обучение английскому языку». Выступала с докладами, давала уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Алтунина Тамара Дмитриевна – учитель музыки первой категории. Соавтор авторской программы «Система музыкального воспитания в начальных классах с элементами вальдорфской педагогики». Все её ученики играют на флейтах. Выступала с докладами, готовила концертные выступления учеников. проводила уроки и практические занятия для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре. Внештатный лектор ОИПК и ППК.

Абельцева Наталья Владимировна - учитель истории. Создаёт авторскую программу с методическим приложением для учителя по эпохам всемирной истории (Древняя Греция) и истории Казахстана. Выступала с докладами, проводила уроки для участников городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Филаретова Елена Григорьевна - учитель ритмики и танцев первой категории. Написала авторскую программу «Уроки ритмики в 1 – 7 классах». Готовила концертные выступления учащихся, проводила уроки и практикумы для слушателей городских, областных и республиканских семинаров и конференций. Имеет ряд методических публикаций. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Быкова Елена Николаевна - учитель начальных классов. Бронзовый призёр профессионального городского конкурса учителей начальной школы 2006 года. Разрабатывает технологические предписания «Обучение математике в начальной школе с опорой на закономерности душевного развития ребёнка». Проводила уроки на городских, областных и республиканских семинарах и конференциях. Проучилась на международном вальдорфском семинаре.

Ермакова Валентина Степановна – школьная медсестра. Работает над проблемой «Создание здоровьесберегающей среды в школе полного дня», готовит к изданию технологические предписания для педагогов и медицинских работников школ.


Множатся наши ряды
Знакомство с вальдорфской педагогикой у коллег происходит по-разному: что – читали, участвовали в работе семинара или конференции, были на практикуме в ШГВО во время курсовой работы при ОИПКиППК, слышали об этом направлении на обзорных лекциях по технологиям обучения…
Если появилось желание грамотно применять элементы вальдорфской образовательной системы в практике своей работы, тогда есть возможность пройти стажировку при ШГВО.
Коллеги дадут основы философских, психологических и методических знаний и умений; помогут составить календарное и поурочное планирование, научат практике ремесла и искусств.
Так, летом 2005 года шесть педагогов получили от ОИПКиППК и от школы – гимназии вальдорфской ориентации путёвки на осуществление экспериментальной работы в области вальдорфской педагогики.
Ловицкая Елена Владимировна, учитель начальных классов СОШ №1 п.Фёдоровка;
Аброшина Галина Алексеевна и Надешкина Любовь Викторовна, учителя начальных классов Фурмановской СОШ;
Черноусова Елена Георгиевна, учитель начальных классов областного детского комплекса «Жас даурен»;
Бажина Елена Николаевна и Купцова Ирина Петровна, учителя начальных классов, прибывшие по распределению после института в ШГВО.

Страницы:   [1]   2   » 

Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по новостям

Информеры



Праздники Казахстана

Погода

GISMETEO: Погода по г. Уральск


Доски объявлений

Мультимедийный   кабинет - MERiTS Доски объявлений, объявления на 495RU.ru


Copyright ZKOIPK © 2007-2024 Сайт управляется системой uCoz