Главная » 2010 » Июнь » 24 » Особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях перехода на 12-летнее образование
Особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях перехода на 12-летнее образование
15:14
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т.е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому сейчас по программам и стандартам 12 летнего образование такое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку проявлять самостоятельность, творческое отношение к делу, нестандартность мышления. Главная задача проектно-исследовательской деятельности – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию учеников и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: - классифицировать; - обобщать; - отбирать все возможные варианты решения; - переключаться с одного поиска решения на другой; - составлять программу действий по своей работе; - рассматривать объект с различных точек зрения; - сравнивать различные объекты и их совокупности; - составлять задания по предложенной теме; - выступать перед аудиторией. В соответствии с новой парадигмой 12- летнего образования, сегодня перед школой стоит задача воспитать компетентную личность способную разрешать любые возникающие проблемы, управлять своей собственной жизнью. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной казахстанской школы находят все большее применение. Современный учитель стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Методика исследовательского обучения включает в себя весь цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до публичной презентации полученных результатов. На основе этой методики можно проследить сформированность ключевых компетентностей, определенных в ГОСО среднего общего образования, т.е. компетентностей разрешения проблем или самоменеджмента, информационных и коммуникативных. В связи с этим, предлагаемая нами программа рассчитана преимущественно на работу с учащимися, в рамках спецкурса «Основы исследовательской, проектной деятельности, которую можно будет ввести за счет вариативной части учебного плана. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика ученика. Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Методика исследовательского обучения включает в себя весь цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до публичной презентации полученных результатов. На основе этой методики можно определить сформированность ключевых компетентностей, определенных в Государственном образовательном стандарте общего образования Республики Казахстан. Проектной деятельностью учитель может заниматься как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Активная позиция ученика в настоящее время актуальна. Организация исследовательско-поисковой работы с детьми на уроке требует не только предварительной продуманности всей структуры занятий, но и психологической готовности учителя к тому, чтобы, отложив в сторону конспект урока, позволить детям выговориться. Последнее представляет особую значимость и особую трудность в условиях жесточайшего дефицита времени на уроке. Ведь мы знаем, что развитие совершается в деятельности, а значит, развитию интеллектуальных способностей открывает дорогу умственная деятельность т.е. исследовательская и проектная деятельность.