Главная » 2010»Июнь»24 » Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальных классов
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальных классов
15:15
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальных классов Проблема здоровья сейчас у всех на слуху, так как здоровые дети – это благополучие общества, без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Последние исследования среди школьников Казахстана показывают, что 10% школьников больны неврозами, у 8% отмечается задержка психического развития, 5% - страдают энурезами, у 3,1 % отмечаются психические расстройства поведения. Уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм. Всё это в сочетании с падением уровня жизни в последние годы ухудшили состояние здоровья школьников. На данный момент лишь 10 % учащихся можно признать здоровыми. К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся, недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям их здоровья, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающая у учащихся переутомление и стресс, невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья. Поэтому сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей становится одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан одной из основ обучения и воспитания выдвигает создание здоровьесберегающей предметно–пространственной среды, атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоции у детей для достижения индивидуальных результатов воспитания и обучения. Проблему здоровья, конечно, одной школе, а тем более одному учителю решить невозможно, так как слишком много факторов влияют на него, но в комплексе педагогические факторы играют не последнюю роль. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников. Основная цель – дать учителям материал по здоровьесберегающим технологиям для внедрения их в свою педагогическую деятельность. Памятка учителю Гигиенические требования к уроку 1. Температурный режим. 2. Свойства воздуха (необходимость проветривания). 3. Освещение. 4. Предупреждение утомления и переутомления. 5. Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ). 6. Своевременное и качественное проведение физкультминуток. 7. Соблюдение правильной рабочей позы учащегося. 8. Соответствие классной мебели росту школьника. Каждый учитель должен знать: • температура воздуха в кабинетах должна быть 20 градусов. Поэтому форточки в учебных помещениях должны быть незаклеенными на зиму, чтобы по мере необходимости его можно было проветрить. • Освещённость рабочих мест искусственным светом отслеживается в соответствии с действующими нормами. Перегоревшие лампы должны заменяться немедленно новыми. Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца. • Расстояние от наружной стены учебного помещения до первого ряда столов должна быть не менее 0,7 метра. Святая обязанность каждого педагога – правильно разместить детей за партами. Размещение учащихся за рабочими местами следует производить с учётом результатов измерения роста, состояния слуха и зрения и индивидуальных особенностей школьников. Требования к здоровьесберегающей урочной деятельности Учет возрастных особенностей Отбор содержания, направленного на формирование здорового образа жизни, МПС, интеграция Разнообразие форм и эффективных методов и приемов Использование ТСО Предотвращение перегрузки Эффективный контроль Преемственность в формировании функционально грамотного ученика