В работе семинара приняла участие директор ИПКиПКССО ОО «Центра САТР», к.п.н. А.А. Айдарбекова. С приветственным словом перед участниками семинара выступил ректор ОИПКиППК У.К.Куспанов. О состоянии и перспективах развития специального образования в Западно-Казахстанской области информировал заместитель директора Департамента образования ЗКО К.С.Надыргалиев. Целью семинара было обсуждение проблем включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду, выработка общих подходов к организации обучения и воспитания детей с ОГВ в общеобразовательных учреждениях, поиск путей внедрения инклюзивного образования. На семинаре обсуждались вопросы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, формы организации коррекционно-педагогического процесса обучения и воспитания детей с ОГВ. Практическая часть семинара была организована в областной специальной школе-интернат-комплексе для детей с нарушением слуха и речи. Участники семинара увидели, что в данной школе созданы хорошие условия для проживания детей в интернате, поставлено на должный уровень медицинское обслуживание. Школа оснащена современными сурдотехническими средствами для проведения учебно-воспитательного процесса. Сурдопедагоги М.Е.Разварова, Р.К.Орынтаева, Н.П.Кадырова, А.К.Кизагалиева, С.К.Жусупова, Г.Б.Неталиева, учителя профессионального класса И.С.Скорикова, У.И.Кенжалиева, хореграф Э.Е.Абулхаирова показали панораму коррекционно-развивающих и внеклассных занятий, которые проводят с глухими и слабослышащими детьми разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста. Старшеклассники свободно декламировали произведения Абая и Пушкина. Перед гостями выступили с художественными номерами детский школьный театр, танцевальный кружок «Арман», модельная студия одежды и причесок «Сымбат», вокальная группа. За короткое время участники семинара ощутили насколько сложная, кропотливая и комплексная коррекционно-педагогическая работа должна проводиться в школах, для того, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии могли получить доступное качественное образование. По итогам семинара было отмечено, что при неуклонном росте числа детей с ограниченными возможностями существующая система специального образования не гарантирует реализации права на образование каждому ребенку, что указывает на недостаточную эффективность существующих подходов к вопросам выявления, диагностики, коррекционно-развивающего обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Сложилась парадоксальная и далеко неутешительная ситуация, свидетельствующая о том, что большинство школьников с ограниченными возможностями обучаются по общеобразовательной программе в школьных организациях общего типа, которые усваиваются ими лишь частично в связи с особенностями психофизического развития. При этом они не получают коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи. Была предложена идея о необходимости создания приемлемой для каждого региона и определенной категории контингента детей моделей, которые способствовали бы развитию идей интеграции, взаимодействия структур массового и специального образования, но при этом не приводили бы к свертыванию специальных организаций образования. В целях улучшения системы помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями по итогам семинара были приняты рекомендации. А.Бекенова, Г. Дущанова отдел коррекционной педагогики ОИПКиППК