Развитие специального образования в Западно-Казахстанской области В фокусе внимания специальной (коррекционной) педагогики находятся «особые дети», «нестандартные дети», дети с ограниченными возможностями. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением – важная задача коррекционной педагогики и специальной психологии. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» дети с ограниченными возможностями в развитии имеют равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни дети данной категории нередко лишены возможности . По данным диагностических обследований, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Принятый в 2002 году Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой. Сложившаяся система специального образования области представляет собой взаимодействие сети специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, службы психолого-медико-педагогической диагностики и органов управления образования. Для ранней диагностики и раннего коррекционного вмешательства, выявления и охвата детей специальными образовательными программами с оказанием комплексной помощи в области функционируют 3 психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Имеются 3 специальных (коррекционных) учреждения с охватом 557 детей, в 5 дошкольных организациях г. Уральска работают 11 специальных групп для детей с нарушением в развитии с охватом 141 ребенка. В районных центрах открыты новые типы специальных организаций - кабинеты психолого-педагогической коррекции. Получают развитие закрытые в связи с оптимизацией сети организаций образования логопедические пункты, при общеобразовательных школах действуют 9 логопедических пунктов. В общеобразовательных школах открыты 24 спецкласса с охватом 160 детей. Специально созданные в этих организациях условия: малая наполняемость классов (групп), режим продленного дня, участие специальных педагогов и медицинских работников в проведении коррекционно-педагогических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий способствуют раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого проблемного ребенка. Для целенаправленного оказания учебно–методической и консультативной помощи и содействия повышению методического и педагогического мастерства кадров по вопросам организации коррекционного обучения и воспитания учащихся с особыми нуждами и проблемами в развитии на базе вспомогательной школы-интерната № 15 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей создан Ресурсный учебно-методический консультативный центр (РУМКЦ). С февраля 2005 года ОИПК и ППК заключены договорные партнерские отношения с институтом коррекционной педагогики Самарского государственного педагогического университета по подготовке и переподготовке специалистов, оказанию научно-методической, научно-практической и информационной поддержки по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. В течение двух лет ведется работа по организации и проведению курсов по переподготовке по специальностям: логопедия, олигофренопедагогика и тифлопедагогика. На сегодня прошли переподготовку и получили дипломы 22 логопеда, 20 тифлопедагогов и 20 олигофренопедагогов. ОИПК и ППК взят курс на внедрение компьютерной техники и современных информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями способствует социальной реабилитации и поддержке детей-инвалидов, а именно повышению уверенности в себе и ощущения безопасности; обучению умения использовать приобретенные знания в самостоятельных действиях. На сегодня общее количество учителей, воспитателей и специалистов коррекционных учреждений по области составило 435 человек. Увеличилось количество педагогов со специальным дефектологическим образованием, стало – 118 (27,3 %, в республике - 15,7%). Что мы понимаем под термином "социализация"? Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Первично социализация, как правило, осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания являются наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие. В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе. Жизнь детей с проблемами в развитии в школах-интернатах ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Это, в свою очередь, затрудняет социализацию детей, что впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. В ходе обсуждения прблемы мы будем опираться на ключевые понятия, к которым относится: Социализация - процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма воспитанника, достигаемое применением комплекса медико-психолого-педагогических мероприятий. Вопросы для обсуждения 1. Процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями был ориентирован на их социальную адаптацию. В последнее время все чаще говорят о социализации детей, в том числе и детей с проблемами в развитии. С чем, на Ваш взгляд, это связано? Каково соотношение понятий «социальная адаптация» и «социализация»? 2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в коррекционных учреждениях в вопросах обеспечения социализации детей с ограниченными возможностями? 3. Что мешает процессу социализации детей с ограниченными возможностями в современных условиях? 4. Какие основные факторы, влияющие на формирование умения детей существовать в социуме, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, необходимо учитывать при организации учебно – воспитательного процесса в коррекционном учреждении? 5. Ваши предложения по созданию условий в обществе и образовательном учреждении для социализации детей – инвалидов.
|